В последние дни многие из вас, уважаемые читатели,
обратились ко мне с вопросом, почему я ничего не пишу о той ужасной трагедии,
которая постигла наш народ во время праздника Симхат Тора. Признаюсь искренне,
мне не хватало моральных сил, чтобы начать писать. Это было не столько
физическим и эмоциональным истощением, сколько чувством того, что я не могу
найти внутри себя те слова, чтобы выразить свою боль.
Огромная трагедия обрушилась на нас. Трагедия, которую
невозможно описать во всей её глубине и масштабе. Это не только непостижимое
количество погибших; это не только утраченное чувство безопасности; это не
только ужасная ярость по поводу наглости тысяч террористов, проникших на нашу
землю безнаказанно; это потрясение, которое становится особенно сильным, когда
слышишь о жертвах – евреях, мужчинах, женщинах, детях и пожилых людях – зверски
убитых.
Кажется, что ужасы Холокоста оживают вновь. Зверства
нацистов, которые мы рассматривали как историческое прошлое, стали страшной и
непостижимой реальностью всего в нескольких минутах езды от домов каждого из
нас. Даже сейчас я не могу в полной мере осознать ужас происшедшего. Полагаю,
что большинство нашего народа разделяет со мной эти чувства.
В этой связи я вспоминаю два слова из Торы, которые
описывают реакцию Аарона, когда были сожжены два его сына, а Моше попытался
утешить его.
«И молчал Аарон».
Когда Тора рассказывает нам о реакции Аарона на самое
страшное горе, которое можно представить – сожжение двух его детей, она, на
самом деле, учит нас, как правильно реагировать на ужасные и непостижимые уму
трагедии. Да, именно так, личная трагедия Аарона стала примером для каждого
еврея в десятках и сотнях последующих поколений. Ведь эта трагедия наглядно показывает,
что слова, безусловно, обладают огромной энергией, но существуют моменты, когда
молчание обладает более глубокой, возвышенной и важной силой.
Наши мудрецы рассказывают, что, когда Моше взошел на гору
Синай, чтобы получить Тору, он увидел Вс-вышнего, который лично украшал каждую
букву святого свитка короной. Удивленный Моше спросил: «Вс-вышний, зачем ты
утруждаешь себя этой работой, ведь в твоей власти дать людям Тору в том виде,
как ты хочешь? Зачем ты украшаешь буквы?» Тогда Вс-вышний ответил: «Есть один
человек, который появится через несколько поколений, и его имя – Акива, сын
Иосифа. Он будет анализировать каждую букву, исследовать ее тысячи раз и
создаст множество правил и законов».
Наши мудрецы также рассказывают, что Вс-вышний
предоставил для Моше возможность побывать в рядах учеников рабби Акива. Но Моше
казалось, что он не понимает тех глубин Торы, о которых говорит раби Акива. И
тогда он услышал вопрос одного из учеников, который спросил учителя: «Откуда ты
все это знаешь»? И раби Акива ответил: «Это закон, переданный Моше на Синае». И
только после этих слов Моше смог преодолеть свои ограничения и понять всю
глубину учения и величие раби Акивы.
Наши мудрецы рассказывают, что Моше был настолько поражен
мудростью раби Акивы, что спросил Вс-вышнего: «У тебя есть такой человек, а ты
открыл людям Тору через меня?»... А затем Моше обратился к Всевышнему с
просьбой: «Господи, Ты показал мне глубину Торы, покажи мне, какое
вознаграждение получает человек за столь глубокие знания Торы»? В ответ Вс-вышний
опять отправил его на землю, чтобы он своими глазами увидел, какова будет
награда...
Спустился на землю Моше и видит, как римляне железными
гребнями сдирают с тела живого раби Акивы кожу…
- И это награда за верность Торе?! – воскликнул Моше,
вновь представ перед Творцом.
- Молчи! – ответил Создатель. – Таков мой замысел…
Эта история поразительна...
Рав Моше Софер, живший в 19-м веке, в своей книге «Хатам
Софер» задал вопрос: «Почему Вс-вышний должен был ответить Моше именно таким
образом? Если Он не хотел давать ответ, Он мог сказать это более мягко,
например: «Это сокрыто и доступно только Мне»...
По мнению рава Моше Софера слово «Молчи» – это не
уклонение со стороны Вс-вышнего от ответа, это, на самом деле, и есть ответ.
Таким образом Вс-вышний учит Моше тому, как реагировать на непостижимые для
человеческого разума события.
Вера – это не возможность получать ответы, это способ
жить с вопросами, на которых ответа может не быть. Мы постоянно ищем объяснения
на происходящие в нашем мире события, но порой нам нужно признать, что смысл
некоторых событий нам понять не дано. Например, ребенок упорно пытается понять
своего отца: «Объясни, почему ты не разрешаешь мне идти», но ребенок, своим
детским разумом, не может воспринять объяснение отца. Так вот, разрыв в
понимании сущности вещей между нами и Вс-вышним несравненно больше, чем разрыв
между отцом и ребенком. Так как же нам понять замысел Вс-вышнего…
Потому и наступает момент, когда буквы на бумаге теряют
свою силу, а слова не в состоянии выразить наши шок и горе. Буквы не обладают
достаточной силой. Наступает момент молчания. Тишина.
«Молчи, таков мой замысел»...
Но, тем не менее, даже когда с нами происходит что-то
ужасное, в практическом плане, не следует просто молча созерцать происходящее!
Напротив, необходимо предпринимать все возможные меры, чтобы облегчить боль,
смягчить шок и поддержать народ перед лицом катастрофы.
Давайте посмотрим на факты. Еврейский народ столкнулся с
ужасной трагедией – Холокостом и возродился после нее, как никогда ранее в своей
истории. Мы верим и убеждены, что нам предстоит восстанавливаться и подниматься
даже после трагического праздника Симхат Тора 5784, становясь крепче,
объединяясь.
Божественная истина неизменна. Мы – евреи, потомки
Авраама, Ицхака и Иакова. Мы – вечный народ. В нас пребывает священная душа,
часть Вс-вышнего над нами прямо сейчас. Вс-вышний – наш нескончаемый источник
силы, благодаря которому наш народ не пропал в жерновах истории после изгнаний
из Эрец Исраэль, погромов и Холокоста. Вс-вышний – залог тому, что мы в
очередной раз перенесем эту непереносимую боль и одержим победу над врагами.
Пришло время совершить невозможное.
Ведь мы – евреи, и мы способны победить внешних и
внутренних врагов!
С помощью Вс-вышнего мы одержим победу!
Лев Леваев,
Президент Всемирного конгресса бухарских евреев