Община бухарских евреев

И молчал Аарон...

post-img

В последние дни многие из вас, уважаемые читатели, обратились ко мне с вопросом, почему я ничего не пишу о той ужасной трагедии, которая постигла наш народ во время праздника Симхат Тора. Признаюсь искренне, мне не хватало моральных сил, чтобы начать писать. Это было не столько физическим и эмоциональным истощением, сколько чувством того, что я не могу найти внутри себя те слова, чтобы выразить свою боль.

Огромная трагедия обрушилась на нас. Трагедия, которую невозможно описать во всей её глубине и масштабе. Это не только непостижимое количество погибших; это не только утраченное чувство безопасности; это не только ужасная ярость по поводу наглости тысяч террористов, проникших на нашу землю безнаказанно; это потрясение, которое становится особенно сильным, когда слышишь о жертвах – евреях, мужчинах, женщинах, детях и пожилых людях – зверски убитых.

Кажется, что ужасы Холокоста оживают вновь. Зверства нацистов, которые мы рассматривали как историческое прошлое, стали страшной и непостижимой реальностью всего в нескольких минутах езды от домов каждого из нас. Даже сейчас я не могу в полной мере осознать ужас происшедшего. Полагаю, что большинство нашего народа разделяет со мной эти чувства.

В этой связи я вспоминаю два слова из Торы, которые описывают реакцию Аарона, когда были сожжены два его сына, а Моше попытался утешить его.

«И молчал Аарон».

Когда Тора рассказывает нам о реакции Аарона на самое страшное горе, которое можно представить – сожжение двух его детей, она, на самом деле, учит нас, как правильно реагировать на ужасные и непостижимые уму трагедии. Да, именно так, личная трагедия Аарона стала примером для каждого еврея в десятках и сотнях последующих поколений. Ведь эта трагедия наглядно показывает, что слова, безусловно, обладают огромной энергией, но существуют моменты, когда молчание обладает более глубокой, возвышенной и важной силой.

Наши мудрецы рассказывают, что, когда Моше взошел на гору Синай, чтобы получить Тору, он увидел Вс-вышнего, который лично украшал каждую букву святого свитка короной. Удивленный Моше спросил: «Вс-вышний, зачем ты утруждаешь себя этой работой, ведь в твоей власти дать людям Тору в том виде, как ты хочешь? Зачем ты украшаешь буквы?» Тогда Вс-вышний ответил: «Есть один человек, который появится через несколько поколений, и его имя – Акива, сын Иосифа. Он будет анализировать каждую букву, исследовать ее тысячи раз и создаст множество правил и законов».

Наши мудрецы также рассказывают, что Вс-вышний предоставил для Моше возможность побывать в рядах учеников рабби Акива. Но Моше казалось, что он не понимает тех глубин Торы, о которых говорит раби Акива. И тогда он услышал вопрос одного из учеников, который спросил учителя: «Откуда ты все это знаешь»? И раби Акива ответил: «Это закон, переданный Моше на Синае». И только после этих слов Моше смог преодолеть свои ограничения и понять всю глубину учения и величие раби Акивы.

Наши мудрецы рассказывают, что Моше был настолько поражен мудростью раби Акивы, что спросил Вс-вышнего: «У тебя есть такой человек, а ты открыл людям Тору через меня?»... А затем Моше обратился к Всевышнему с просьбой: «Господи, Ты показал мне глубину Торы, покажи мне, какое вознаграждение получает человек за столь глубокие знания Торы»? В ответ Вс-вышний опять отправил его на землю, чтобы он своими глазами увидел, какова будет награда...

Спустился на землю Моше и видит, как римляне железными гребнями сдирают с тела живого раби Акивы кожу…

- И это награда за верность Торе?! – воскликнул Моше, вновь представ перед Творцом.

- Молчи! – ответил Создатель. – Таков мой замысел…

Эта история поразительна...

Рав Моше Софер, живший в 19-м веке, в своей книге «Хатам Софер» задал вопрос: «Почему Вс-вышний должен был ответить Моше именно таким образом? Если Он не хотел давать ответ, Он мог сказать это более мягко, например: «Это сокрыто и доступно только Мне»...

По мнению рава Моше Софера слово «Молчи» – это не уклонение со стороны Вс-вышнего от ответа, это, на самом деле, и есть ответ. Таким образом Вс-вышний учит Моше тому, как реагировать на непостижимые для человеческого разума события.

Вера – это не возможность получать ответы, это способ жить с вопросами, на которых ответа может не быть. Мы постоянно ищем объяснения на происходящие в нашем мире события, но порой нам нужно признать, что смысл некоторых событий нам понять не дано. Например, ребенок упорно пытается понять своего отца: «Объясни, почему ты не разрешаешь мне идти», но ребенок, своим детским разумом, не может воспринять объяснение отца. Так вот, разрыв в понимании сущности вещей между нами и Вс-вышним несравненно больше, чем разрыв между отцом и ребенком. Так как же нам понять замысел Вс-вышнего…

Потому и наступает момент, когда буквы на бумаге теряют свою силу, а слова не в состоянии выразить наши шок и горе. Буквы не обладают достаточной силой. Наступает момент молчания. Тишина.

«Молчи, таков мой замысел»...

Но, тем не менее, даже когда с нами происходит что-то ужасное, в практическом плане, не следует просто молча созерцать происходящее! Напротив, необходимо предпринимать все возможные меры, чтобы облегчить боль, смягчить шок и поддержать народ перед лицом катастрофы.

Давайте посмотрим на факты. Еврейский народ столкнулся с ужасной трагедией – Холокостом и возродился после нее, как никогда ранее в своей истории. Мы верим и убеждены, что нам предстоит восстанавливаться и подниматься даже после трагического праздника Симхат Тора 5784, становясь крепче, объединяясь.

Божественная истина неизменна. Мы – евреи, потомки Авраама, Ицхака и Иакова. Мы – вечный народ. В нас пребывает священная душа, часть Вс-вышнего над нами прямо сейчас. Вс-вышний – наш нескончаемый источник силы, благодаря которому наш народ не пропал в жерновах истории после изгнаний из Эрец Исраэль, погромов и Холокоста. Вс-вышний – залог тому, что мы в очередной раз перенесем эту непереносимую боль и одержим победу над врагами.

Пришло время совершить невозможное.

Ведь мы – евреи, и мы способны победить внешних и внутренних врагов!

С помощью Вс-вышнего мы одержим победу!

 

Лев Леваев,

Президент Всемирного конгресса бухарских евреев

Другие статьи