Моя иммиграция

Рафаэль Бангиев (Израиль)

post-img

На протяжении столетий на территории нынешнего Таджикистана проживала община бухарских евреев. Эта земля породила и вырастила многих достойных и знаменитых представителей нашей общины, каждый из которых стал носителем просвещения и культуры, научно-технического прогресса, музыки и мира хореографии во многих регионах мира: в Израиле, Америке, Австрии, Германии.

Выходцы из города Душанбе удостоились высоких званий и должностей в мире.

Указывая причины отъезда из республики, я должен отметить, что уже в период застоя в СССР, а это началось в 1975-76 гг., стал прогрессировать экономический кризис и снижение уровня благосостояния народа. Люди целыми днями, даже во время своей работы, были заняты лишь тем, чтобы «достать» что-нибудь из продуктов питания, одежды или домашней утвари за тройную цену. А последнее горе-решение правительства реформатора М. Горбачёва инициатора «гласности» и «перестройки», «демократии» и «свободы слова», а также закона о самоопределении народов и наций бывшего СССР означало полный развал страны, оно стало судьбоносным и убийственным.

В Таджикистане сразу же подняли головы исламисты-радикалы, которые создали свою «партию» – бандитскую группировку «верных служителей Аллаха». Постепенно они решили прибрать к своим рукам всю законную власть республики. В один из февральских дней 1990 года по улицам Душанбе, как смерч и смрад, прошла огромная толпа накурившихся и озверевших молодчиков из радикальной партии исламистов, которые стали крушить на своём пути всё и вся. Жгли протекторы от колес машин, переворачивали киоски и магазины, разбивали стёкла витрин магазинов, избивали ни в чём неповинных граждан. В городе воцарился полный хаос, началась повальная исламизация местного таджикского населения.

Чувствуя безысходность и катастрофическое положение в республике, многие семьи бухарских евреев, в том числе и наша семья, стали ускоренными темпами готовиться к репатриации в Израиль. Конечно же, все поколения бухарских евреев жили мечтой о выезде, и наступило времяКто-то ещё в 1970-х годах уехал в Израиль, а кто-то ещё остался здесь.

Выучив на неплохом уровне иврит, я помогал бухарским евреям освоить этот язык. Я открыл группы по обучению иврита, причём бесплатно. Это было небезопасно в те времена гражданской войны в Душанбе. Именно в эти тяжёлые дни мой сын Игорь получил повестку из военкомата республики для прохождения срочной службы в армии. Какой армии? Кого защищать от кого? Ведь на улице шла гражданская братоубийственная война. Вопрос стоял ребром: спасти свою семью от хаоса и беспорядков и срочно вывезти их в Израиль.

Да, эта война не была направлена против евреев. Никто, в принципе, нас не гнал оттуда. Но само положение дел было опасным. В этой ситуации мы, конечно же, не смогли продать свою недвижимость и имущество. Мы не смогли снять со своих банковских счетов свои же накопления.

В конечном итоге, оставив всё имущество, друзей и соседей, мы рванули в родной Израиль. Даже престижная работа ведущего педагога музыкальных дисциплин при Институте Искусств Душанбе не смогла нас остановить.

Мы не были настроены на лёгкую удачу и прекрасную абсорбцию в Израиле. Мы предвидели большие проблемы с трудоустройством и жильём в новой для нас стране. Но выхода не было. Мы с супругой и тремя детьми 18 августа 1992 года прилетели в Израиль.

Радость и вдохновение переполняли нас. Через некоторое время к нам подошли две женщины, думаю из министерства абсорбции, и заговорили с нами на ломанном русском языке. Я же, владея ивритом, сразу же перешёл на этот наш новый родной язык. Обе сотрудницы министерства абсорбции были приятно удивлены этим. Наша беседа прозвучала на следующий день по радио РЭКА, что стало для нас большим сюрпризом.

Нас в Израиле приняли родственники. А через 5 дней мы переехали на съёмное жильё в Тель-Авиве. Так мы и познакомились со старым и запущенным Тель-Авивом. Началась учёба в ульпане языку иврит. Я понял, что мне на курсах по обучению иврита делать нечего. Обязан отметить, что с первых дней нашей репатриации никто из отдела абсорбции Израиля не пришел к нам ни разу, чтобы поинтересоваться нашими делами. Помощи от этой организации мы не получили никакой. Бухарские евреи, приехавшие в 1970-е годы, очень своеобразно отнеслись к нам. Они часто повторяли: «Мы в своё время помучались, теперь помучайтесь и вы». Уже в те времена я начал осознавать, что, к сожалению, в общине бухарских евреев нет единства.

В Израиле нам пришлось столкнуться с ужасным явлением. Евреи здесь разделены на несколько групп, настроенных друг против друга. Мы всегда считали иначе, но реальность оказалась суровой израильтяне часто не приемлют образ мышления своих сограждан. Жители разделились на религиозных и не религиозных, левых и правых, причем нет согласия даже внутри религиозных групп.

Мы познакомились с правительственными и государственными учреждениями Израиля. Забастовка работников министерства абсорбции за увеличение размеров их зарплат нас очень удивила. Как же они могут требовать увеличение своих зарплат, когда они даже не выполняют своих непосредственных обязанностей, т.е. не помогают репатриантам? И с того самого момента нам пришлось самим задуматься о своём будущем, об устройстве на работу, об открытии банковских счетов, об устройстве наших детей в школы и в детсад.

Знание азов иврита мне очень помогло, и я устроился на работу, связанную с содержанием богатых жилых домов в Рамат-Авиве, в новом квартале «Ламед ха-ярука», в компанию известного израильского деятеля Георы Рубинштейна.

Я занял должность заведующего хозяйством. У меня были работники по охране и уборке, по техническому содержанию домов и сантехники. Я вёл только управленческую работу, но порой приходилось делать всё. Мне там же предоставили 3-х комнатную квартиру за символическую ежемесячную оплату, помогли устроить мою жену на работу, а также и моих старших детей в хорошие школы, а младшую в детсад. Мы очень были признательны Рубенштейну за всё, что он для нас сделал. Но больше всего я благодарил Б-га, что Он нас опекает сверху.

Решением высшей квалификационной комиссии по музыкальному искусству я удостоился звания «Отличника искусства Израиля». С 1994 года я около 10 лет проработал одновременно и в Бейт Дани во Дворце культуры, где создал ансамбль из женщин бухарских евреек. Этот ансамбль «Шошана» в последствии стал одним из популярных в Израиле.

Наш сын успешно отслужил в рядах Армии Обороны Израиля. Позже мы купили квартиру в Тель-Кабире, где до сих пор и проживаем. Мы рассчитались с банком. В 1999 году я перешёл на работу в Бейт Эльяху, где управляю всем отделом по приёму посетителей.

С 1997 года я уже публиковал свои статьи на русском языке, а позже и на языке бухарских евреев в «Бухарской газете». С 2000 года, т.е. с первых дней создания газеты «Менора» при Всемирном Конгрессе бухарских евреев, я начал публиковать и в этом издании свои статьи. Со временем, почувствовав ослабление статуса языка бухарских евреев, я взял на себя миссию борца за его укрепление, создавая публикации на этом языке во всех СМИ нашей общины. Я выпустил ряд книг художественного содержания в Израиле, хотя ещё в Душанбе выпустил 2 учебных пособия для аккордеонистов студентов Таджикского Института Искусств им. Мирзо Турсунзаде. Сегодня я являюсь членом Союза писателей Израиля. В 2022 году Международная ассоциация творческой интеллигенции «Согдиана» удостоила меня звания «Человек года – 2021» за активную журналистскую работу и заслуги перед общиной.

Хочу отметить, что за 30 лет наша община так и не смогла создать свою партию, как, скажем, община русских евреев из России, эфиопских евреев, евреев из Марокко и т.п. Ни один бухарский еврей из депутатов Кнессета так и не смог представлять интересы своей общины. Это очень прискорбно. Сегодня в Израиле сложилась тяжелая ситуация с материальным положением пенсионеров, которые проработали в стране более 30 лет. А «русская» партия НДИ под руководством А. Либермана так и не выполнила своих обещаний, хотя, занимая пост министра финансов, Либерман реально мог это сделать. Мы продолжаем получать нищенское пособие по старости в 2000 шекелей.

Мы не жалеем, что переехали именно в Израиль, так как это единственный дом евреев. Мы помогли детям с приобретением собственного жилья. Все наши дети и спутники их жизни, слава Б-гу, работают на перспективных предприятиях и являются достойными членами израильского общества.

Другие статьи