Люди нашей общины

Памяти Тамары Абрамовны Мавашевой-Гулькаровой

post-img

Десять лет прошло с тех пор, как мы проводили в последний путь самого близкого нам человека – Тамару Абрамовну Мавашеву. Это было неизбежное событие, которое оставило неизгладимый след в наших сердцах.

Тамара Абрамовна Мавашева-Гулькарова была незаурядной, авторитетной личностью. Её жизненный путь охватил почти вековой период, наполненный тяжелыми испытаниями: голод, репрессии, раскулачивание и пренебрежение человеческими жизнями, война. Но даже в глубокой старости она сохранила оптимизм, неугасающий интерес к жизни и людям, и придерживалась еврейских традиций, заботясь о бухарских общинах. В Бухаре, в Ташкенте и здесь, в Сан-Диего, куда она приехала уже в возрасте 70 лет, Тамара стала опорой бухарскоеврейской общины, объединив около 200 человек. Она была верной подругой и преданной женой своему мужу, воспитавшей троих своих детей, четверых детей покойной сестры, свою сестру и братика, а также бабушкой восьмерых внуков и прабабушкой шестнадцати правнуков. Даже создав свою семью, она оставалась опорой двух родов Мавашевых и Гулькаровых.

 

Молодость в вихре тяжелых испытаний

В семье Абрама Хаима и Ривки (Ниссим) Мавашевых родились восемь талантливых, добродушных, интеллигентных, честных и преданных друг другу и своим семьям детей. Тамара родилась в 1919 году в городе Бухаре. Она была четвертым ребенком после сестры Фрехо (1909–1943), братьев Давида (1912–1997) и Або (1916–1976). После Тамары родились еще четверо детей: Сара (1921–2010), Шмуэль (1924–2023), Рафаэль (1928–1922), Мария (1932). Они смогли воспитать достойных детей, продолжателей своего рода. Тамара училась в еврейской школе, пока ее не закрыли, и закончила школу с узбекским языком обучения. После школы она поступила на физико-математический факультет Бухарского института по специальности преподаватель математики.


В 1935 году, после переезда в Ташкент, Тамару выдали замуж за друга ее братьев – Гулькарова Рубена из большой и дружной семьи, в которой воспитывались шестеро детей. Семейную жизнь они начали в Бухаре. Первые годы совместной жизни пришлись на период, когда в стране была разруха, люди голодали, снабжения почти не было, страшная безработица. Рубен изо всех сил старался заработать, чтобы содержать семью и дать возможность Тамаре продолжать учебу. В 1936 году у них родился первенец, сын Борис, а через два года второй сын Алик. После смерти мамы Ривки 1940 году Тамара забрала к себе своих младшего брата Рафаэля и сестру Марию. У Тамары и Рубена был дом в прекрасном районе, рядом с рынком, что оказалось чрезвычайно удобным. Во времена войны Тамара занималась выпечкой пирожков и различными пряностями для продажи. С началом войны братья Тамары – Давид, Або и Шмуэль – отправились на фронт. Удары судьбы стали следовать один за другим. В том же году от менингита скончался младший сын Алик. Старшей сестре Фрехо диагностировали туберкулёз легких. Она ушла из жизни на руках Тамары, оставив малолетних детей – Пинхаса, Даниила и Любу. Это были голодные, холодные и тяжелые годы войны. Несмотря на все трудности, Тамара и Рубен приняли на воспитание осиротевших детей. Затем последовали еще более тяжкие потери: погибли два брата Рубена: Мордухай – под Сталинградом, Арон – в Варшаве. Рубен начал работать в школе, став преподавателем математики, в то время как Тамара, оставив преподавание, стала продавцом в Гознаке, чтобы обеспечить материальную поддержку семье. Ее поставили на раздачу хлеба по карточкам. Тамара отправлялась на работу к 4 часам утра, принимала кассу, машину хлеба, а затем открывала магазин. И благодаря этой работе их семья не испытывала голода – работники Гознака имели хорошее обеспечение, приравниваясь к военнослужащим. В День Победы у семьи Мавашевых был большой праздник: все братья – Давид, Або, Шмуэль, вернулись с фронта здоровыми и невредимыми. Затем приехал и старший брат Рубена – Семён.

 


Счастливые годы в Ташкенте

С окончанием войны жизнь постепенно входила в привычное русло. В 1944 году Тамара родила девочку, которую назвала в честь матери Ривой (Розой), а через три года появился сын Николай. Рубену было поручено возглавить в Ташкенте магазин ювелирных изделий, который успешно существовал почти два десятилетия. Дом Тамары и Рубена всегда был известен своим гостеприимством. Тамара обладала изысканным вкусом, всегда красиво накрывала столы и готовила великолепно. Рубен любил принимать гостей, общаться. В их доме собирались семьи Гулькаровых и Мавашевых, друзья, знакомые и соседи. Встречи случались по разным поводам, а иногда и без повода. Тамара была женщиной с сильным духом, волевой личностью, лидером, всегда добивавшейся поставленных целей, преодолевая все трудности.

Она отлично понимала психологию взрослых и детей. Удивительно быстро завоевывала доверие людей, поэтому многие обращались к ней со своими секретами и печалями, зная, что могут на нее положиться. По своей природе Тамара была щедрым и великодушным человеком, и поэтому за ее столом всегда было место для бедных и нуждающихся, которых она опекала: кормила, предоставляла ночлег, посещала в больницах. В 1955 году Рубен и Тамара продали свой старый дом, подлежащий сносу, и начали строительство нового. Строительство заняло около четырех лет, отняло много сил, нервов и здоровья. Но Рубену не суждено было долго наслаждаться плодами своего труда. Первого августа 1961 года, на 44-м году жизни, он скоропостижно скончался от инсульта. Эта потеря была трагедией для семей Гулькаровых и Мавашевых, для всех, кто его знал. Это были самые темные дни в жизни Тамары. Она отчаянно пыталась продолжать жить. В первый год траура она открыла синагогу в нашем доме в память о муже. Соседи, узбеки и русские, глубоко уважая нашу семью, молча терпели – ведь молитва начиналась в 6 утра, а иногда длилась и всю ночь. Через год после смерти Рубена ей предложили работу в ювелирном магазине. Она много трудилась, прошла путь от простого продавца до директора магазина. Будучи очень сильным и волевым человеком, ведь всех детей еще нужно было поставить на ноги, Тамара нашла в себе силы стать экономически независимой, самодостаточной женщиной и шла по жизни с поднятой головой, несмотря на многочисленные удары судьбы. Ей удалось воспитать детей, дать им всем высшее образование. Они достигли в жизни высоких позиций и создали семьи.

 

Стержень бухарскоеврейской общины в Сан-Диего

В 1979 году младший брат Шмуэль с семьей уехал в Израиль, а сын Борис – в США. В 1987 году Тамара смогла посетить в Израиле могилу отца – Абрам-Хаима, который был убит террористами в 1951 году, и встретиться с братом Шмуэлем и его семьей. Это была для нее очень тяжелая поездка, как физически, так и психологически. В 1987-м Роза и Николай готовились съездить в гости к Борису в Америку. За день до их отъезда Тамара упала и вывихнула руку, но отложить поездку не разрешила. После падения участились головокружения и потеря сознания, что оказалось результатом перенесенного микроинсульта. Но об этом дети и Тамара узнали уже в Америке, куда переехала вся семья в 1990 году. Почти двухгодичное лечение в Сан-Диего позволило вывести её из критического состояния и продлить ей жизнь. Тамара была полна созидательной энергии и заботы о близких. Она прилагала все усилия, чтобы собрать вместе всю семью, просила сына Бориса высылать визы то одним, то другим родственникам. Он был завален этой работой. Через пять лет община насчитывала около ста шестидесяти человек – сваты, сваты сватов, их дети и жены, внуки...


Тамара помогала воспитывать внуков, с которыми у нее была взаимная любовь, обожание и восхищение. Благодарность внуков к бабушке осталась на всю жизнь. Уже повзрослев, они приходили рассказывать о своих делах и переживаниях с учебой, любовью, бизнесом. Она не торопилась давать им советы, но в своих рассказах и на жизненных примерах приводила их к решению того или иного вопроса. Наш новый дом в Сан-Диего был снова полон гостей. На праздники Тамара старалась пригласить тех, кто только прилетел в Сан-Диего. Всех новых иммигрантов Тамара собирала на Шаббат и благословляла их на удачу и успехи в новой стране. Так было в Ташкенте, так продолжалось в Америке. Каждую неделю Шаббат готовился по одному и тому же сценарию, независимо от самочувствия и состояния здоровья. Зажигание субботних свечей всегда было ответственным делом для неё. Два фитилька она делала из ваты и устанавливала в металлической коробочке с маслом. Покупные свечи она использовала только на большие праздники и в день поминальных дат. За столом Тамара рассказывала о тех, кого она поминала. По инициативе Тамары в Сан-Диего сложилась традиция собирать за праздничным столом самое старшее поколение иммигрантов. Люди веселились, рассказывали о своей судьбе, танцевали, пели. Тамара очень много читала. Делала пометки на полях, отмечая, что интересно свахе, что – снохе, что – сыну и т. д. Если что-то ей было непонятно, она просила объяснить. Она умела удивляться прочитанному и увиденному, выясняла причины того или иного явления. «Обидно уйти из жизни, не познав этого, – говорила Тамара. – Я знаю, учиться никогда не поздно и всегда есть чему».

Семья Гулькаровых и Мавашевых

 

 

Васият нома

Хати насиҳати модар барои фарзандҳо, келинҳо, навероҳо ва авероҳо. Ман менавишам ин насиҳатро шумоён аз рӯи медонистагетон ичро кунетон. Барои ҳамаҳотон, ҳудованди олам одами зода офирде охираш барои мурдан. Мурдани падару модар барои фарзандҳо мерос ҳаст. Баъди вафоти падару модар бисьёр доду фарёд, ношкури кардан даркор нест, чункифойда нaдорад, баъд аз вафоти модар шукури худро бачо биёретон. Аз худатон,тансиҳатетон бохвар бошетон, чунки барои бачаҳотон, навераҳотон даркор ҳастетон. Ба ака, ука, апа бохабар шаветон ва дӯсту муҳабат бошетон.

Фарзандҳои азизам ва келинҳо ман аз ҳамаотон рози ҳастам. Борис чони онеш, Коля чони онеш, Розачон, Олячон, Фаячон ҳазорон ва хазор ман рози. Чунки баъди вафоти падаротон манро хору зор накардетон ҳама вақт нигобини нағз кардетон. Ман рози худои ман аз шумоён рози бошад илоҳим, зану бачаҳотон кати пир шаветон, келину, домотони нет кунетон, невераҳоя тӯй кунетон, илохим ҳамма вақт ба хонаҳотон шоду шодмони бошад. Ҳазорон шукур ки номи ман зинда ҳаст, ман аз худо рози ки ақлу фами расо дод ва умри дароз дод, худоба шукур. Аз дастатон биёд ҳамма вақт дили ятимро, бечораро, беваҳоро ёветон нағз мешавад, ҳамма вақт одами гандаба нағзи кунетон,ҳамма вақт бо забони хуш кати габ занетон. Ҳамма вақт хайру садоқо кунетон, лекин таъна асло накунетон. Неки ба даргои худо гум намешавад. Акнун ба зиндагони шумо азизонам. Се фарзанди бо ақлу фами расо дорам. Барои зиндагонетон – Борисчона падар ҳисоб кунетон, Розачона модар ҳисоб кунетон, Нисончонро ака ва ука карда гардетон. Олячонpo, Фаячонро апа гуфта гардетон, асло ҳамдигароро хафа накунетон, чунки шумоён як авлот ҳастетон. Аз шумоён фарзандҳотон тартиб ва интизом мегиранд.

Дар хона ва бо одамон мир-мир мешавад. Лекин падару, модар гуфта, асло ғами зиёти нахуретон.

Азноми ман модари шумоён – Тамара Мавашева 2012

Другие статьи