Литература, культура и искусство

Талант и мастерство рождают шедевры

post-img

Мне посчастливилось быть свидетелем становления и расцвета творчества двух талантливых художников-живописцев, Заслуженных деятелей искусства Таджикской ССР Гретты Александровны Яраловой и Михаила Абрамовича Абдурахманова.

 

Начало их творческой деятельности приходится на начало 70-х годов, приблизительно на то самое время, когда я стала работать в качестве младшего научного сотрудника в Республиканском музее, а потом в Союзе художников Таджикистана в должности референта, а впоследствии заведующей творческих секций.

Впервые встретив Гретту, я заметила, что она в общении со мной буквально светилась неимоверной добротой и деликатностью собеседника. Я думаю, что это ощущали многие, кому пришлось с ней общаться... Михаил привлек моё внимание большим чувством юмора, который в зависимости от ситуации мог перерасти в сатирическое замечание. Судьба связала их не только творчеством, но и глубокой любовью друг к другу и долгой супружеской жизнью.

Гретта Александровна Яралова и Михаил Абрамович Абдурахманов вполне заслуживают звания Мастеров. Этот титул принято присваивать старым мастерам – художникам, творившими как минимум более ста лет назад и заслужившим это звание за создание уникальных работ в области живописи, скульптуры, архитектуры и станковой графики. Живописным полотнам Яраловой и Абдурахманова, подобно картинам старых мастеров эпохи Возрождения, Нидерландской и Русской школы живописи, присущи предельная образность изображения, композиционная стройность и чётко выверенная цветовая гамма. Этим секретам они учились у своих кумиров – нидерландских и русских живописцев - Рогира ван дер Вейдена (1399-1464), Яна Ван Эйка (1385-1441), Габриэля Мэтсю (1629-1667), И. Н. Крамского (1837-1887), К. Е. Маковского (1839-1915) и В. А. Серова (1865-1911).

За плечами Гретты были города с древней и богатой культурой: Афины, где она родилась, и Ереван, где она росла и получила начальное художественное образование в Ереванском художественном училище им. Месникяна. Михаил родился в Душанбе в столице Таджикистана в семье Абдурахмановых. Старший брат Михаила – Илья Абрамович, Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР, был одним из ведущих художников республики, работавшим в области монументального и декоративно-прикладного искусства и получившим также признание лучшего акварелиста в Средней Азии. Михаил решил пойти своим путём, избрав станковую живопись, и учился в Республиканском художественном училище имени Олимова на отделении живописи.

Гретту и Михаила в юности судьба свела в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР (ИнЖСА) при Академии Художеств СССР. В стенах прославленного вуза они учились у ректора института, Народного художника СССР В.М. Орешникова. Другими педагогами, сыгравшими огромную роль в формировании Гретты и Михаила, были президент Академии Художеств СССР Б. С. Угаров, а также Народный художник СССР И.А. Серебряный. Яралова и Абдурахманов в 1967 году стали выпускниками этого прославленного института и продолжили в своих работах традиции реалистической живописи, по-своему интерпретируя достижения этого направления.

Молодые художники, решив обосноваться в Душанбе в семье родителей Михаила, сразу же активно включились в художественную жизнь столицы. Супруги-живописцы в своём творчестве опирались на местные условия – красоту природы Таджикистана, её древнюю культуру доисламского изоискусства, применяя достижения и персидской миниатюры. Это позволило Гретте и Михаилу создать свой, присущий только им индивидуальный, неповторимый стиль. Обращаясь к истории искусства 70-80-х годов, без сомнения можно придти к выводу, что Яралова и Абдурахманов, по сути дела, единственные из среды выпускников Репинского института 1967 года, творчество которых широко стало известно в Советском искусстве до и после перестройки.

В творчестве Яраловой и Абдурахманова можно с определённостью выделить два совершенно разных по тематическому содержанию и стилистике периода.

Первый – плодотворный и яркий, отмечен работами, выполненными на Родине до отъезда в Америку с 1967 года по 1994 год. Искусство этих художников в данный период было представлено тематическими картинами исторического плана, включавшими произведения о далёком прошлом таджикского народа. Успешному образно-эстетическому осмыслению изображённой эпохи в полотнах художники во многом обязаны своим глубоким познаниям истории, этнографии и богатой культуре Таджикистана, а также любви к укладу жизни Средней Азии. Гретте и Михаилу удаётся вдохнуть жизнь в каждое полотно благодаря творческому переосмыслению событий и созданию картин, заряженных позитивной энергией. И одним из таких произведений является картина «Авиценна», посвящённая 1000-летию со дня рождения великого учёного, врача и философа Ибн Сины. В этом произведении, где Ибн Сина изображён у постели больного царя Саманидов, художникам удалось не только с этнографической точностью воссоздать интерьер и костюмы героев, но и передать их эмоционально-психологическое состояние.

Живописные полотна, посвященные истории древней и современной истории Таджикистана объединяет принцип композиции, в которой плоскостное изображение, идущее от традиции миниатюры, поддерживается специфическим колоритом благородного сочетания теплых тонов красного, желтого и зелёного. Рассматривая эти картины, невозможно не восхититься красотой героев, изображённых в национальной одежде – чапанах-халатах из тканей в полоску или с орнаментом, подпоясанных яркими поясными румолами (платками) и с головными уборами-тюбетейками с вышивкой.

С большим чувством любви художниками написаны картины о единении природы и человека, и эта тематика занимает особое место в творчестве Яраловой и Абдурахманова. В полотнах «Молодые механизаторы» и «Первый сев» художники передают богатый внутренний мир своих героев – молодёжи, изображенной на фоне монументального пейзажа с панорамой гор.

Одно из наиболее поэтичных произведений Яраловой и Абдурахманова – «Весенние каникулы», выполненное по заказу Олимпийского комитета СССР. В этом произведении заряд огромной энергии жизни исходит от образа группы детей, играющей в футбол в парке на зеленой лужайке. Художники добиваются особой выразительности в этой картине за счёт блестяще написанного изображения абрикосового дерева в розовом одеянии, контрастно вырисовывающегося на фоне изумрудной зелени игровой площадки.

 

В начале 90-х годов после распада СССР в Таджикистане назревает гражданская война. В 1994 году Гретта и Михаил с семьёй переехали за океан – в Америку. Началась новая жизнь в Нью-Йорке в Queens, в сердце общины евреев – выходцев из Средней Азии. И здесь начинается второй – не менее плодотворный, период творчества Яраловой и Абдурахманова, отмеченный произведениями, разными по тематике и жанрам. Приезд в Америку позволил художникам обратиться к своим корням и наследию своего народа. Нью-йоркский этап стал очень важным не только в творческом плане, но и в самоидентификации Гретты Яраловой – художницы не только огромного таланта, но и глубоко духовного человека.

Как когда-то русский художник А. Николаев, известный под псевдонимом Усто Мумин, приехав в Самарканд, посвятил свое творчество воспеванию региона, влюбился в Восток, приняв мусульманскую веру, так и Гретта осознанно с любовью принимает иудейскую веру и берёт себе еврейское имя Рут бат Сарра.

Она вместе с супругом с головой погружается в изучение общееврейской истории древних израильтян, черпая вдохновение из жизни Моисея и царя Соломона для создания эпических полотен. Еврейская тематика в творчестве художников становится главной, поскольку их волнуют исторические переломные события в жизни еврейского народа, переплетённые с библейскими темами вселенского и универсального значения.

Написанные с любовью произведения по библейским мотивам из Торы, притчам из Талмуда приобретают в их картинах новую жизнь. «Нахождение младенца Моисея», «Моисей со скрижалями», «Исход. Расступившиеся воды» и «Притча Соломона о двух матерях» написаны в лучших традициях западноевропейской живописи. В этих произведениях Гретте и Михаилу удалось посредством живописных средств образно раскрыть темы возрождения народа, в жизни которого трагедии на протяжении тысячелетий стали неотъемлемой частью еврейского бытия.

Помимо библейской темы, Гретта и Михаил, продолжая работать в области тематической картины, создали серию замечательных произведений, посвященных древнему Самарканду с прекрасными архитектурными сооружениями.

Жизнь в Нью-Йорке позволила Яраловой и Абдурахманову участвовать в общинной жизни и вплотную еще раз соприкоснуться с культурой евреев Средней Азии, с их стариной и народным бытом. Глубокий интерес и любовь к народному искусству выразились в серии блестяще написанных натюрмортов. Именно в этом жанре более всего выразилось умение художников работать с натурой, не копируя, а воссоздавая её живописными средствами. Эти работы покоряют зрителя красотой изображения даров земли, предметов искусства и текстиля, связанного с раскрытием красоты традиционной жизни евреев Средней Азии.

По этим натюрмортам зритель может представить историю евреев Средней Азии. В красочных натюрмортах Яраловой и Абдурахманова наряду с изображением старинной посуды в виде кумганов – кувшинов для омовения рук, лали-подносов, тагора-тазов и др. написаны драпированные шёлковые ткани в клетку, полоску, абровые, бытовавшие у евреев в прошлом. Эти ткани производились кустарным способом вручную на протяжении многих столетий в регионе вплоть до 50-х годов прошлого века ремесленниками и красильщиками из среды евреев. Среди них также были мастера по металлу, которые делали изящную серебряную пасхальную посуду, а медную – для повседневного использования, занимались ковровоткачеством, были прекрасными ювелирами, работая преимущественно с золотом и серебром.

В натюрмортах с дарами природы Яралова и Абдурахманов интерпретируют изобилие природы своеобразным композиционным решением. Фрукты – гранаты, виноград, хурма – изображены на подносах (лали) на фоне детально выписанных среднеазиатских ковров или шёлковых драпировок. Выбор этих фруктов, по всей видимости, был продиктован стремлением и желанием художников воспеть дары природы Средней Азии.

Творчество живописца Гретты Яраловой и Михаила Абдурахманова многогранно, и оно прочно вошло в историю изобразительного искусства Таджикистана.

К сожалению, в 2017 году не стало Гретты – Рут бат Сарры. Её жизненный путь на разных континентах, в разных странах был связан с преданным служением творчеству и искусству. Полюбив Восток, Гретта Яралова увидела его вначале глазами странника, а затем, приняв душой, раскрыла его тайны в живописных полотнах, созданных в соавторстве с супругом Михаилом Абдурахмановым.


Зоя Борухова,

искусствовед, Торонто

Другие статьи