Литература, культура и искусство

Расцвет театра бухарских евреев Израиля

post-img

Расцвет театра бухарских евреев Израиля под руководством моего отца Бориса Наматиева


В майском номере журнала «Женский Мир» (No263) была опубликована статья Софьи Бадалбаевой «История возникновения театра бухарских евреев в Израиле», в которой она рассказала об истории становления театра, закончив её сожалением, что театр распался и перестал существовать. Однако в той статье не все периоды развития театральной деятельности бухарских евреев Израиля были раскрыты. Я продолжу эту тему и расскажу читателям о триумфальном времени расцвета и подъёма театра бухарских евреев в Израиле под непосредственным руководством моего отца Бориса Наматиева.


 

Продолжать свою деятельность театру после первых успешных гастролей в Нью-Йорке, становилось все труднее и труднее. На то были серьезные причины. Театр задыхался от нерешенных проблем. Отец не имел поддержки как со стороны государства, так и со стороны общественности. У него не было необходимых спонсоров, практически отсутствовала материальная база. Естественно, что без стационарного помещения, без сцены и других крайне необходимых атрибутов театр существовать долго не может. Чаще всего репетиции проводились под открытым небом. Работники театра не имели заработка и вынуждены были искать работу на стороне для материального обеспечения своих семей. Одного энтузиазма и влюбленных в театральное искусство людей явно уже не хватало. Все эти факторы вызывали неудовлетворенность руководителей театра, около 40 актёров и 15-20 музыкантов. В этой ситуации Борис Наматиев понял, что надо искать принципиально новый выход. И он нашёл. Он решил работать с более компактной группой актеров и всего творческого коллектива, но при этом не потерять профессионализм и эффект масштабности.


Очень важно то, что он сумел привлечь к своему театру внимание общественной организации «Ор Авнер» под руководством Льва Леваева, а позднее и Всемирного конгресса бухарских евреев, которые выступили спонсорами и поддержали новые идеи мастера, и в их лице приобрёл реальных спонсоров.

Так зародился театр Бориса Наматиева, и это справедливо, так как любой театр есть творение его режиссера-постановщика, поскольку он формирует его творческое лицо, определяет основные задачи и направление, подбирает определенных близких ему по духу и творческому почерку актеров, выстраивает своеобразный репертуар.

А в портфеле театра имелось достаточное количество пьес. Были они неплохими, но не подходили для реализации масштабной задумки отца. Он решил сам вместе со своими единомышленниками создавать литературную основу будущих спектаклей для компактной труппы своего театра.


И в результате им были поставлены такие фундаментальные спектакли как «Аршин мал-алан» (У. Гаджибеков,1994 г.), «Пятирублевая невеста» (драматург Урдубоди, 1995 г.), «Жертвоприношение Ицхака» (авторы Б. Наматиев, д-р Натан Юхананов, 1998 г.), «Семь братьев» (Б. Наматиев, д-р Натан Юхананов, 1999 г), «Царь Соломон» (авторы Б. Наматиев, профессор Исраэль Приев и рав Хилель Хаимов, 2001 г.), «Торговцы из Самарканда» (авторы Б. Наматиев и профессор Исраэль Приев, 2002 г.), «Рамбам» (авторы Б. Наматиев, профессор Исраэль Приев и д-р Натан Юхананов, 2004 г.), «Моше Рабейну» (авторы Б. Наматиев и д-р Натан Юхананов, 2005 г.), «Шимшон Агибор» (авторы Б. Наматиев и председатель союза писателей Израиля Яир Саидов, 2006 г.), «Певец его Превосходительства» (Ильяс Малаев, 2007 г.).

К большому сожалению, в данной статье не представляется возможным остановиться на раскрытии сюжетов и содержания, а также на каждом участнике указанных выше спектаклей, тем более, что в январе и феврале 2021 г. в американской газете «The Bukharian Times» я очень подробно писал об этих спектаклях для уважаемых почитателей театрального искусства всей нашей общины. Пользуясь случаем, хочу выразить глубокую признательность её главному редактору Рафаэлю Некталову, который любезно предоставил возможность на страницах этой газеты рассказать и вспомнить о всех знаменитых личностях династии Наматиевых.

Все указанные спектакли были актуальны для сегодняшнего дня и необходимы для укрепления духовности и единства нашего народа. С большим успехом они были показаны во всех городах Израиля, где компактно проживают бухарские евреи, а также часть из них неоднократно транслировались по разным каналам телевидения Таджикистана и вызывали теплые и бурные отклики таджикских представителей искусства и телезрителей.


Постановка комедийных спектаклей «Аршин мал-алан» и «Пятирублевая невеста» была беспроигрышным вариантом. Блистательная музыка, острокомедийный сюжет, добродушие и искренность героев пьес, захватывающие ситуации вызывали радостное чувство зрителей и поднимали настроение новых репатриантов. В беседе с корреспондентом Романом Бадаловым отец отметил: «Наша абсорбция не из лёгких. И людям нужна отдушина. Наши комедии – самое лучшее лекарство в этом смысле».

Театральная биография Бориса Наматиева наполнена ярчайшими актерскими удачами, а в Израиле ещё и оригинальными режиссёрскими находками. Его творческая деятельность – пример выполнения святого долга перед своим народом. Именно его актёрскому, режиссерскому и драматургическому мастерству обязано возрождение театра бухарских евреев в Израиле. Именно этот коллектив, выпестованный его режиссерским талантом, осуществил постановки, вызывающие у зрителей глубокое чувство благодарности и восхищения. Со сцены возрожденного им уже в Израиле театра бухарских евреев заговорили герои Танаха, крупнейшие толкователи иудаизма, народные герои, великие мыслители. Спектакли буквально ошеломляли зрителей. Выражениям восторга и рукоплесканиям не было конца. Да это и понятно. Зрители видели живых героев, которых знали по Торе и другим письменным источникам. Однако одно дело, когда читаешь, и другое, когда видишь. Сила искусства задевает сознание и воздействует на эмоциональную сферу, и книга с ней сравниться не может.


Говоря об этом, я сейчас вспомнил как после премьеры «Жертвоприношение Ицхака», которая принесла головокружительный успех, Лев Леваев под впечатлением от увиденного обратился к отцу и порекомендовал показать этот спектакль большему количеству зрителей в огромном зале Тель-Авива «Синерама», вмещающем более трех тысяч человек. По указанию Льва Леваева рав Вильелем заказал 40 автобусов, чтобы доставить всех желающих зрителей со всех концов Израиля в зал-гигант.

В ноябре 2001 г. труппа театра Бориса Наматиева была вновь приглашена на гастроли в США. Спонсорами поездки были бизнесмен и общественный деятель Моше Сезанаев и главный редактор журнала «Надежда» Эдуард Катанов. На этот раз американскому зрителю показали новые спектакли «Жертвоприношение Ицхака» и «Царь Соломон».

Следующие гастроли театра прошли в столице Австрии Вене. Театр ждали здесь с нетерпением, поскольку слух о его превосходных творческих делах дошел до Вены раньше, чем приехали сами артисты. Гастроли были организованы при поддержке руководителей общины бухарских евреев Вены Юрием Гилькаровым и Шломо Устониязовым.

Московские гастроли были связаны с радостным событием: московская синагога бухарских евреев обрела новый свиток Торы. Театр поехал вместе со Львом Леваевым, который решил взять собой актеров, чтобы показать бухарским евреям-москвичам творчество этого замечательного коллектива. В Москве театр показал спектакль «Торговцы Самарканда». На зал особенное и сильное впечатление произвела сцена суда над раввинами, так как прошлое не забыто, и оно по-прежнему будоражит сознание людей. По завершению спектакля был организован большой банкет с участием всей московской еврейской элиты во главе с главным раввином России Берлом Лазарем. Яркой как всегда была программа концерта.

Следует отметить, что гастроли театра преследовали не только задачу ознакомления со своим искусством бухарских евреев, рассыпанных по всему миру. Здесь стояла и другая цель, сформулированная лидером Конгресса Львом Леваевым. Речь идет о сохранении еврейства в евреях, о том, чтобы они не забыли свою духовность, свою историю. Кроме того, театр своими гастролями осуществлял и связующую роль, способствуя решению благородной задачи укрепления единства бухарских общин всего мира.

Последней работой отца был спектакль «Певец его превосходительства». По ходу подготовки спектакля Ильяс Малаев находился в постоянном контакте с режиссёром-постановщиком Борисом Наматиевым. Он узнал о проведённой генеральной репетиции в театре «Нове Офер» в Тель-Авиве в переполненном зале, но принять участие в премьере, как это планировалось, автор не смог – жизнь выдающегося поэта и музыканта оборвалась после продолжительной и тяжелой болезни.

Так что постановка спектакля «Певец его Превосходительства» оказалась также данью памяти выдающегося мастера искусств Ильяса Малаева.

Вот уже восемь лет как нет отца с нами, но его огромное наследие и деяния живут и продолжают приносить свои плоды. Как говорят, таким людям не нужно место для захоронения – их места в сердцах народа, память о них не стирается, и их имена и наследие остаются навсегда.

 

Давид Наматиев

Другие статьи