Буквально на днях д-р Роберт Пинхасов издал книгу на английском языке «Bukharian Jews» («Бухарские евреи»),
которая по сути является справочником для всех, кто говорит на английском
языке, в первую очередь, для наших детей и внуков.
Совсем недавно, в апреле, Общественно-научный центр клуба
«Рошнои» отметил 30-летие своей деятельности. За этот период д-р Пинхасов
проделал архиважную работу. В 1992 году он создал клуб «Рошнои», а позже еще одну
организацию «Единомышленники», куда вошли представители бухарскоеврейской
интеллигенции: это и писатели, и композиторы, и певцы, словом, цвет всей нашей
интеллигенции. Они не потерялись в огромном котловане многоязычного Нью-Йорка.
Вскоре д-р Роберт Пинхасов инициирует создание бухарско-еврейского музея,
театра «Возрождение», которым руководил заслуженный артист Узбекистана Семен
Борисович Аулов (з*л), а ныне его ученик Лазарь Исхакбаев. Театр жив по сей
день. Ему уже 24 года. Сам же д-р Роберт Пинхасов проникается желанием изучить
досконально историю своего народа, разобраться в её тонкостях, а затем
рассказать миру о том, кто мы, откуда мы, в чем наша особенность? И он, наряду
с именитыми историками М. М. Абрамовым (з*л), доктором исторических наук, всю
жизнь проработавшим в Самаркандском госуниверситете, и профессором Давидом
Очильдиевым (з*л), в прошлом авганистом, издает ряд книг по истории бухарских
евреев, и в конечном итоге, становится автором 51 книги. Все они выполнены по
заказу Гарвардского университета. И вот
сейчас д-р Роберт Пинхасов издал еще одну книгу на английском языке «Bukharian Jews» («Бухарские евреи»)
объемом в 212 страниц. «Все, что мы намерены
были сделать, это – сохранить себя как этнос, с присущими ему религиозными традициями,
особенностями культуры и языка. В книге можно найти ответы буквально на все
вопросы, касающиеся нашего этноса», – говорит д-р Роберт и с сожалением
отмечает, что многие бухарские евреи меняют свои фамилии и в большинстве случаев,
будучи представителями нашего народа, не знают его историю, не владеют данными
о своем прошлом. А ведь нам есть чем гордиться. Живя в тоталитарном режиме при
СССР, мы уже тогда имели 400 ученых - кандидатов и докторов наук, профессоров.
Здесь, в иммиграции, за короткое время число молодых дипломированных врачей,
программистов, инженеров, успешных бизнесменов, менеджеров достигло цифры 500.
Нами интересуется весь мир, нас хотят знать. И эта книга позволяет получить все наиболее значимые сведения о нашем
небольшом, но удивительно талантливом народе. В ней собран лаконичный, но емкий
материал по истории, культуре, экономике, религии, позволяющий высветить нашу
самобытность.
Раскрывая историю бухарских евреев, автор четко выдвигает
идею о том, что религия играет главную роль в формировании нас как этноса. Это XVI – XVII века. А далее дается вкратце перечень религиозных праздников, начиная от
Йом-Кипура до Тu-Bishvat.
Интересными и познавательными являются сведения о
рассеянии бухарских евреев по всему миру на протяжении столетий – начиная от города
Бухары, Самарканда и других мест Центральной Азии. Численность бухарских евреев
по всему миру на сегодня насчитывает 230 тысяч человек, из них 160 тысяч живут
в Израиле, 60 тысяч в США, 10 тысяч разбросаны по разным странам – Австрии,
Германии, Австралии... С 1920 года бухарские евреи живут в Лондоне, в Париже, в
Берлине. И этот раздел завершается соответствующей таблицей.
Далее, автор отмечает, что впервые бухарские евреи
прибыли в город Бухару в XVI веке. Приехали со своими обычаями, традициями свадеб, рождения детей,
проведения похорон. Даются сведения об особенностях в одежде, постельном белье
(корпача), а также об источнике тепла в зимнее время года – сандали (маленький
столик, ставили над горящими угольями, сверху покрывали теплым одеялом).
Особый разговор ведет автор о том, что бухарские евреи
исполняют молитвы в собственной манере – это не похоже ни на сефардские, ни на
ашкеназские напевы. Они близки к «мизрахи».
Большой интерес представляют сведения о раввинах, тех,
кто жил на территории бывших союзных республик. Особенно, о тех, кто был подвержен
репрессиям во времена Сталина. 1000 человек были арестованы, 700 из них погибли
в застенках тюрем и лагерей. Среди репрессированых были раввины и интеллигенция
– лидеры общины: Якуб Колонтаров (отец ныне живущего профессора Иосифа), Арон
Саидов, Мордехай Бачаев (Мухиб), Манаше Аминов, Рахмин Бадалов (один из первых
просвещенцев). Раввины Мани Борухов, Завулун Левиев (дед президента Леви Леваева),
Хиския Кайков и Абрамхаим Ладаев...
В следующих разделах даются сведения о Второй мировой
войне, начавшейся в 1939 году. Она поглотила 6 млн. евреев, погибших в печах гитлеровской
Германии. На войну бухарские евреи были призваны в количестве 6400 человек, из
них 2000 воинов погибли, более 1000 пропали без вести.
В книге имеются сведения о деятелях культуры, начиная от
созанда... до актеров театра. Первый театр был создан в Самарканде известными
певцами – Гавриэлем Муллокандовым, братьями Толмасовыми... В нем участвовали
родители Тамары Катаевой, но в 1939 году театр был ликвидирован и возродился в
1991 году в Ташкенте. Был создан театр «Некадам», на сцене которого ставились
несколько спектаклей, и в частности, «Сварливая Сивье» по пьесе писателя Давида
Ниязова. Затем начинается блистательный период театра «Возрождения», которым
руководил Заслуженный артист Узбекистана Семен Борисович Аулов (1994 год). 24
пьесы были поставлены на сцене этого театра. В книге перечислены успешные
театры Бориса Катаева, Любовь Пилосовой, а также театр-студия Меерхая Мошеева.
В числе полюбившихся включен израильский театр «Ханда-Ханда».
В книге «Bukharian Jews» вы найдете также материалы о средствах массовых информаций: о наших
газетах, и журналах. Увековечены названия многих из них: «Мост», «Бухарскоеврейский
мир», «The Bukharian times»... Автор не обошел вниманием журналы: «Надежда», главный редактор Эдуард
Катанов, ныне покойный. И, конечно, пользующийся уже на протяжении 24 лет большой
любовью читателей журнал «Женский мир», главный редактор д-р Зоя Максумова.
Интересными являются материалы, связанные с созданием
первого этнографического музея в Самарканде ученым Исааком Лурье, где
сохранялось более 700 экспонатов. Мзей просуществовал с 1922 по 1932 годы, но
судьба его плачевна: Лурье был репрессирован, музей закрыт. Проходят годы и уже
здесь в Нью-Йорке патриот своего народа Арон Михайлович Аронов создает музей
«Наше наследие» и он первое время располагается в здании Квинс-гимназии, о чем
говорится в этом издании.
Особенностью «Bukharian Jews» является то, что к каждому разделу даются таблицы.
Книга также содержит сведения о том, что д-р Роберт
Пинхасов провел 8 конференций по вопросам литературы и культуры. Этим не
исчерпывается материалы книги. И чтобы
определить ее ценность, следует взять ее в руки, прочитать ее от корки до
корки, а также проникнуться уважением к человеку, который создал эту полезную
книгу – д-ру Роберту Пинхасову. Спасибо ему!
Рена Елизарова, литературный сотрудник "Женского Мира"