Литература, культура и искусство

Неутомимость таланта. Художник Борэ

post-img

Рубену Исааковичу Борэ (Борухов), известному художнику, исполнилось 75 лет. Он принадлежит к поколению советских художников Узбекистана, пришедших в искусство в 70-е годы. А его достижения за последние 30 лет в области живописи и галерейного дела в Нью-Йорке стали феноменом и получили общее признание. 

Путь художника складывался из мозаики разных периодов, обусловленных поисками новых идей и направлений в искусстве: в Азии, где он родился и сформировался как художник; в Европе, где эпизодически жил и творил; в Америке, ставшей новым домом художника, где его творчество пышно расцвело.

 

Следуя за призванием

Рубен Исаакович родился в Ташкенте в 1949 году в семье Исаака Михайловича Борухова и Рены Юабовой. В доме вместе с ним воспитывались старшая сестра Лариса, впоследствии ставшая преподавательницей игры на фортепиано, и младший брат Иосиф – музыкант, учившийся в консерватории и окончивший Института культуры в Ташкенте. Родители всячески поддерживали творческие устремления детей и дали возможность Рубену посвятить многие годы образованию в области искусства и профессиональному становлению художника.

В ранние детские годы он занимался лепкой из пластилина, любил делать фигурки разных животных. Он страстно увлекался изготовлением масок из папье-маше. Для этого он использовал бумагу, картон и клейстер, приготовленный им в домашних условиях.

Сильное впечатление на Рубена произвела работа двух художников, которые в традициях среднеазиатской орнаментальной росписи оформляли потолок и стены в родительском доме.

В школьные годы Рубен осознанно решил, что станет художником. В 14 лет он устраивается на работу на Ташкентский фотокомбинат ретушёром. Три года спустя, в 1966 году, Рубен поступает в Республиканское художественное училище им П. Бенькова в Ташкенте (открывшееся ещё в 1919 году в древнем Самарканде). Здесь Рубен получил основы академического образования в традициях русской и европейской школ изобразительного искусства: академический рисунок, анатомия человека, построение перспективы и так далее.

Учился он у известных педагогов: художника кино и театра, народного художника Узбекистана и лауреата Государственной премии им. Хамзы Э. Калонтарова (1932–1984) и заслуженного деятеля искусств, академика Академии художеств Республики Узбекистан Н. Шина (1928–2006).

После успешного окончания училища по рекомендации преподавателей и по направлению от республики Рубен с однокурсником Шевченко едет в Ленинград продолжить своё образование в Академии художеств.

Но «пятая графа» (в ней указывалась национальность) помешала, и ему пришлось вернуться в Ташкент и поступить в Театрально-художественный институт имени Н. Островского. Рубен учился на факультете театрально-декорационного искусства у известных художников театра и кино, таких как лауреат Государственной премии СССР и Узбекистана, Заслуженный деятель искусств Узбекистана Г. Брим (1935–1999), Э. Калонтаров и О. Апухтин.


После окончания учёбы Борухов возвращается домой с намерением устроиться на работу художником в театре или в кино, но вакантных мест не оказалось. Он поступает на работу в Художественный фонд Узбекистана, где работает оформителем, пишет портреты вождей революции, деятелей партии и государства. Впоследствии переходит в художественно-производственный комбинат «Рассом» и руководит бригадой художников-оформителей, которая занималась созданием плакатов, вывесок, скульптур, оформлением зданий в Ташкенте и по всей республике. Одним из самых больших проектов, выполненных под руководством Рубена Борухова в Ташкенте, было праздничное оформление головной колонны парада, посвящённого празднованию Первого мая.

Годы жизни на родине в Ташкенте были стабильными, хотя художнику приходилось много времени тратить на организаторскую и административную работу. На творчество времени не хватало. Обладая знаниями и навыками академической школы, он проникся традициями среднеазиатской культуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Местная среда оказала огромное влияние на его творчество. Подспудно в его душе тлела надежда на то, что придёт время и он сможет выразить себя кистью на холсте.

 

Европейский период творчества

Во второй половине 80-х годов с началом перестройки появилась возможность для путешествий в Европу и Америку, а также для переезда на постоянное жительство в другие страны. Рубену Исааковичу хотелось открыть для себя новые горизонты, воочию увидеть знакомые ему по альбомам и книгам архитектурные памятники, живопись старых мастеров в музеях Парижа, Рима и Флоренции. Попав в Европу, в совершенно другой мир, художник не растерялся и ощутил себя в своей стихии. Он проводит время в музеях, стоя перед шедеврами любимых авторов, пытается проникнуть в секреты творчества художников возрождения и классицизма. Полтора года Рубен живёт в Италии, занимается живописью, пишет портреты, уличные сцены. Его холсты заполняются изображениями улиц Вечного города с крутыми подъёмами и спусками, венецианскими каналами под синим небом, обрамлёнными цепочкой архитектурных зданий с прекрасными балконами. В те годы многие художники из бывшего Советского Союза заполонили улицы Рима, Парижа, Берлина, Вены и других городов. Их можно было встретить на площадях, в скверах, на улицах за работой с мольбертами. Но только единицы были замечены, и среди них оказался Рубен Исаакович. В Риме он написал портрет служащего Ватикана, а позже и членов его семьи. Информация о художнике дошла до руководства города-государства, которое предложило ему остаться жить в Италии. Через несколько лет в Нью-Йорке он напишет «Автопортрет» (1996 г.) – символ уважения художника к культуре Италии. Он изобразил себя на фоне скульптурной композиции в Капелле Медичи (усыпальница рода Медичи), исполненной выдающимся художником эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти.

 

Американский период творчества

Америка стала вторым домом художника. Здесь, пройдя путь духовных исканий, связанных с самопознанием и верой предков, он сумел в полной мере выразить себя.

Впервые Рубен показал свои картины на выставке художников, организованной еврейской ассоциацией для новоприбывших NYANA и проходившей в центре общины в Нью-Йорке. Его работы привлекли внимание посетителей экспозиции, а известная коммерческая галерея Andrew Kolib & Son в Нью-Йорке пригласила Рубена Исааковича на работу. Он занимался созданием реплик, копируя произведения старых мастеров живописи, импрессионистов и модернистов, пользовавшихся большим успехом у клиентов галереи. Этот опыт дал ему возможность отточить своё мастерство, работая в разных стилистических направлениях живописи, а также познакомиться с тем, как функционируют галереи в Америке.


Борэ становится членом Американская Ассоциация профессиональных художников (AAPL) и получает заказ на серию картин с уличными сценами Парижа. Написанные в стиле ретро парижские сцены и по сей день пользуются популярностью зрителей. Художник применяет метод кадровости в композиции произведения, объединяя разные временно-пространственные события. В изображении парижских улиц, по которым бродил сам автор, он включает картинку театральной афиши «Мулен Руж» столетней давности, или же когда-то в прошлом знаменитый ресторан в районе Монмартра, где собиралась богемная молодёжь.

Его фигуративные композиции, пейзажи и натюрморты выставлялись в галереях Сохо и Челси на Манхэттене. Со второй половины 90-х годов Рубен Исаакович стал принимать участие на ежегодных международных художественных выставках Art Expo в Нью-Йорке. Художник подписывал свои картины Рубен Борэ – сокращение от фамилии Борухов (на иврите «создатель»), – и с тех пор он известен под этим именем.


В 1998 году Рубен Исаакович открывает свою галерею Ruben Bore & Son Fine Arts в Розлин Хайты (Roslyn Heights) на острове Лонг-Айленд, в ней были представлены живопись, графика и скульптура художников преимущественно из бывшего Советского Союза. В Нью-Йорке она приобрела известность как русская галерея. Видный коллекционер античного искусства Саймон Зарел, поклонник творчества Борэ, стал его главным клиентом. В одном из своих интервью он сказал: «Рубен Борэ сумел собрать в своей галерее по-настоящему интересные работы талантливых художников... Но главное – я под впечатлением творчества самого Рубена. Это замечательный живописец». Ruben Bore & Son Fine Arts на протяжении ряда лет успешно участвовала на выставках Art Expo, на которых картины Рубена Исааковича приобретались арт-дилерами из разных стран для галерей Парижа, Рима, Торонто, Яффы, Тель-Авива и других мест.

Легендарный Евгений Ребров, живописец, организатор и участник первой независимой выставки молодых художников «Арбатр» (1987 год) в Москве, выставлялся в «Галерее Борэ» и сказал: «Рубен Борухов – человек удивительных возможностей. Б-г наградил его огромным талантом, его живопись мощная, сочная, смелая. Поражает и скорость, с которой он работает, это результат большого мастерства».

Рубен Исаакович по образованию театральный художник, которому на родине не пришлось работать в театре и кино. В Америке его приглашали работать художником-постановщиком спектаклей. Прочитав сценарии, он отказывался, но, познакомившись с драматической поэмой «Певец Его превосходительства» Ильяса Малаева, посвящённой Леви Бобоханову, согласился. По признанию художника, работа над этим проектом дала ему ощущение большой сопричастности к своим корням. На основе профессионально выполненных художником Борэ театральных эскизов были сделаны декорации к спектаклю, которые произвели большое впечатление на зрителей.

 

Галерея картин мастера

Центральное место в творчестве Борэ занимают фигуративные живописные произведения, выполненные в стиле магического реализма, при котором соединены полёт фантазии художника и изображение объективного мира. Художнику удалось выразить себя в картинах, выполненных в этом стиле об истории еврейского народа: «В пустыне», «Моисей и Скрижали Завета» и др. Интерес к теме истинной веры был продиктован поисками художником своих корней, что привело его к созданию картин рембрандтовского масштаба: «Молитва», «Дети в Ешиве», «Зажигание свечей в пятницу», «Старик», «Софер» и другие. Добиваясь в этих произведениях ощущения таинственности, Борэ использует теплые золотисто-охристые цветовые соотношения, которые помогают ему изобразить эмоции и душевные порывы героев в момент осознания ими чудесного озарения.

Рубеном Исааковичем создана целая серия работ на тему Торы, некоторые из которых написаны в жанре натюрморта, где Священное Писание изображено на столе рядом с вином, чашей и халой для освящения субботы и праздников. А другие смотрятся как живописное панно, где условность и обобщённость изображения Торы достигнуты художником разноцветными вибрирующими мазками, придающими картине большую динамику и экспрессивность. Произведение «Старинные Свитки из Бухары» было написано, как признался художник, под большим впечатлением: «Живопись – процесс импульсивный и зависит от настроения в период создания вещи и от сюжета. Вид старинных свитков Торы в бухарских синагогах вызывал у меня необъяснимое волнение. Когда работал над ними, у меня было ощущение, что моей кистью повелевает интуиция».

Каким же образом Борэ добивается глубины и многозначности в своих произведениях? Художник использует метод многослойной живописи – лессировки, которая даёт возможность поверхности холста светиться изнутри и создаёт ощущение мистицизма в реалиях его произведений. Этот приём он также применяет и в создании картин, посвящённых прошлому евреев Средней Азии. Неуёмное стремление художника понять прошлое увенчалось созданием цикла картин о традиционной жизни народа. В живописных полотнах «Чеканщик», «Мастер обувных дел», «Портной» и «Брадобрей», изображающих сцены из жизни ремесленников, он сумел выразить духовную красоту простых людей в момент трудовой деятельности. В этих работах образы прошлого предстают опоэтизированным видением художника. Борэ с этнографической точностью изображает героев в традиционной одежде конца XIX и начала XX веков в интерьерах мастерских (дуконов) с приметами быта. Герой картины «Брадобрей» изображён за работой под навесом во дворе, откуда виден древний город. Возможно, что это в еврейском квартале в Самарканде или же в Бухаре. В этом произведении наиболее ярко проявились способности художника театра создавать многоплановые композиции, благодаря чему она смотрится как театральная сцена.

Рубеном Исааковичем создана галерея портретов известных людей еврейской общины Нью-Йорка в традициях реалистического искусства. Художник в портретах уделяет большое внимание не только достижению сходства с натурой, но и передаче психологического состояния портретируемого.

Групповой портрет деятелей искусств посвящён солистке Таджикского государственного академического театра оперы и балета имени С. Айни, народной артистке Шоисте Муллоджановой; эстрадной певице и народной артистке Узбекистана Мухаббат Шамаевой; солистке ансамбля «Гульшан» Тамаре Катаевой и руководителю театра  «Бухара на Гудзоне» Любови Пилосовой. Художник изобразил их в национальных костюмах, подчеркнув красоту и индивидуальный характер каждой героини. Ему удалось мастерски передать переливчатый блеск шёлковых платьев с витиеватым орнаментом, а также красоту бархатных головных уборов, расшитых золотом. Костюмированный портрет «Созанда», талантливо написанный художником, входит в коллекцию музея Арона Михайловича Аронова.

Рассматривая пейзажи Борэ, можно выделить произведения, выполненные в период жизни на родине в Узбекистане, в Израиле, в Америке, в Европе.

Источником вдохновения Рубена Исааковича стало медресе – знаменитое архитектурное сооружение конца XVIII века в Бухаре. Оно запечатлено художником в живописной картине «Чор Минор» (с таджикского «четыре минарета»). В этой работе минарет написан в традициях авангардистов смелыми, широкими и энергичными мазками. Перед отъездом Рубен Исаакович написал прощальную работу «Виноградник. Задний двор», но уже в другом ключе – соблюдая академические традиции в изображении. Залитый среднеазиатским солнцем двор с виноградником, источником тени и прохлады, написан калейдоскопом мазков и выражает радостное видение мира художником.

Поездки на историческую родину, Святую землю, знакомство с Иерусалимом стали мощным стимулом в самопознании художника, и еврейская тема становится в его творчестве главной. Борэ создана серия пейзажей, в которую входят картины «Старая синагога», «Стена Плача», «Хайфа». В этих работах, написанных с трепетом и любовью, художник использует мягкие пастельные тона цветовых сочетаний в изображении улиц, кварталов и архитектуры, выбеленных средиземноморским солнцем. Следы мазка почти невидимы на поверхности холста, что придаёт изображению необыкновенную лёгкость и прозрачность.

В одном из своих интервью Рубен Исаакович сказал, что у него есть мечта о создании еврейской школы изобразительного искусства. Его творчество и есть подтверждение тому, что он уже основал эту школу. В добрый путь, Маэстро Борэ!

 

Зоя Борухова,

искусствовед, куратор

Другие статьи