Эта статья написана в результате долгих воспоминаний, анализов, размышлений
о многолетней и многообразной творческой работе как на таджикском радио и
телевидении, так и на подмостках театров бухарских евреев Израиля.
В этой своей статье я хочу ещё раз написать об истории
создания театра бухарских евреев Израиля 90-х годов ХХ века. Есть, конечно,
многочисленные статьи в газетах и журналах Израиля, но все они носят, как
правило, обзорный, поверхностный характер.
Прежде всего, должна подчеркнуть, всё имеет свою
предисторию.
Моя семья совершила свою алию в Эрец Исраэль в начале
1989 года. Здесь я встретилась со своими друзьями-музыкантами: и студенческих
лет, и периода работы на радиотелевидении, и тех, с которыми ходила на свадьбы
– Нисаном Давидовым, Илюшей Мошеевым. Здесь я познакомилась с Эстер
Иссахаровой, Ароном Пинхасовым, Сулаймоном и Ильёсом Ягудаевыми, Амнуном
Давидовым, Натаном Кайковым, семейным ансамблем «Шагрерим».
В 90-х годах приехали: Якуб Бободустов; Нисон Шоулов;
Ёсеф Довидов; Нерьё Аминов с сыновьями Рошелем и Эмануэлем; Ало Алаев и Якуб
Алаев с сыновьями; Яша Юсупов (даллор); Барно Исхакова с детьми Рафаэлем и
Софой Бадалбаевыми; Йосеф Кайков; Рафаэль и Авром Толмасовы; Мехри Исхакбаева;
Нина Бакаева; Маргарита Акилова и её дочери Лола и Галя и внуки; Маркэль
Алишаев; Борис Наматиев с семьёй; Сулейман Тахалов со своей супругой Тамарой
(созанда); Сасон Беньяминов; Исаак Ягудаев; Риби Ибрагимов; Ехиэль Толмасов с
детьми Уриэлем, Петей и Гавриэлем; Артур Ходжаев; Содик Мошеев; Валера Сасонов;
Эдик (Исраэль) Завулунов; Славик (Симха) Хияев; братья Исраиловы; Рафаэль
Бангиев…
Почти вся эта элита музыкального и театрального искусства
Таджикистана и Узбекистана с 1989 по 1991-92 годы собралась в Израиле. Из
Ташкента приехал неутомимый Арон Ефремович Шаламаев.
Семья Бориса Абрамова приехала в Израиль в 1978 году из
Ташкента. (Борис окончил таджикский медицинский институт в городе Душанбе,
играл на рубабе в студенческом ансамбле). Его отец Михаил Абрамов в Израиле
участвовал в создании таких журналов, как «Алеф», «Рэией олам», и сам писал
разные статьи. Очень любил классику и мечтал создать ансамбль «Шашмаком» на
земле предков. Но, видимо, претворить в жизнь эту мечту было суждено его сыну –
Борису Абрамову. Борис обратился за помощью к А. Аронй – руководителю «Брит
ёцей Бухара» (еврейская организация выходцев из Бухары). Аронй познакомил его с
Исааком Ягудаевым. Вскоре, за короткое время был организован ансамбль «Шашмаком».
Репетиции проходили в «Матнасе» Крият Шалома. Все работали на общественных
началах и с огромным энтузиазмом.
Первый концерт ансамбля прошёл в театре «Бет ле Баним» в
Холоне. Вёл концерт Жора Наматиев. Музыкальным руководителем был Сулейман
Тахалов. Все певцы пели только произведения из «Шашмаком». Танцевали Акиловы. С
юмористическими номерами выступали Исаак Ягудаев и Эти Елизарова. Зал был полон
до отказа. Все номера проходили «на бис».
Вскоре после этого состоялось празднование 100-летия «Шхунат
бухарим» – «Бухарского квартала» в Ерусалиме в театре «Биньяней аУма».
Участвовал весь наш ансамбль «Шашмаком» и «Шагрерим». Вечер открыл
приветственным словом президент Израиля Хаим Герцог. Был показан фильм о
бухарских евреях режиссёра Ёсеф Бен Исраэль Акилова. С приветственной речью
выступил директор «Брит Ёцей Бухара» – д-р Соломи. Вечер вели на иврите Миша
Ашеров, на бухарском – Исаак Ягудаев.
Режиссёром всего этого вечера был очень известный и
почитаемый в Израиле актёр израильского кино и театра «Габима» – Миша Ашеров.
Весь вечер прошёл «на ура». Зрителями были бухарские евреи и «сабры», и «ватики»,
и «оле хадаши».
Исаак Ягудаев и Эти Елизарова («Шагрерим») вместе
показывали имровизированные сценки на иврите и бухарскоеврейском (вперемешку). И
артисты, и зрители, и ведущие – все были, что называется, «в ударе».
После этого вечера Миша Ашеров, Исаак Ягудаев, Авраш
(Аркадий) Кайков ходили по разным инстанциям, чтобы добиться здания для театра
бухарских евреев. Ведь такая сила приехала, такой потенциал! Но, увы! Миша
Ашеров в 1992 году получил инсульт и был прикован к постели…Мы все были в
большом отчаянии…
На основе нашего ансамбля «Шашмаком» А. Шаламаев начал
организовывать театр бухарских евреев Израиля. Первыми директорами этого театра
был Аврам Кайков и Ильяу Лодаев – члены «Брит Ёцей Бухара», а режиссёром –
Борис Наматиев, первым спектаклем – «Ёсеф а-Садик» – А. Шаламаева. Чуть позже,
директором театра стал Рафаэль Толмасов, так как Авраш Кайков работал инженером
в электрической компании «Хеврат хашмаль». Сочетать работу с театром было
трудно, но они с Ильяу Лодаевым постоянно очень помогали театру.
Рафаэль Толмасов покинул этот мир в 1995 году. После него
директором стал Амнун Давидов.
Театр – коллективное творчество со времён своего
возникновения. При постановке спектакля необходимо участие не только актеров и
режиссеров, а также других театральных деятелей таких, как художник-декоратор,
композитор, хореограф, костюмер, гримёр.
Наш театр являлся самым настоящим музыкально-драматическим
профессиональным.
Как никогда были правильно подобраны актёры. В нашем
театре работал замечательный художник-декоратор, Заслуженный деятель искусства
Таджикистана Давид Ильябаев. Были привлечены к работе профессиональные гримёры
Заслуженный деятель искусства Узбекистана Давид Иссахаров и Марина Бутовская,
гримёр театров Москвы. Костюмы шила Рая Толмасова – сноха Рафаэля Толмасова –
мастер-модельер из Москвы. Почти ко всем спектаклям Шаламаева музыка была
подобрана, а в некоторых случаях и написана профессором Шломо Тахаловым. Реквизит
или покупался, или создавался актёрами.
Замечательно соответствовала декорация, реквизит, грим,
костюмы. Музыка, песни, танцы. Все спектакли нашего театра были очень богатыми.
Массовые сцены, такие, например, как дом Яков-авейну, дом фараона, рынок, где
продают рабов (из спектакля «Ёсеф а-Садик»); дом царя Ахашверош; резиденция
царицы Эстер (из спектакля «Эстер а-малка») и т.д. были просто шедеврами
театрального искусства. В массовках участвовали все Толмасовы, Миша Кимьягаров,
Акиловы, Роза Рабинович, Зоя Увайдова, внуки Бориса Наматиева, Роза Увайдова,
Борис Устаев, Мирон Исхаков, мои дети – Рая и Жанна Кайковы, Риби Ибрагимов,
Содик Мошеев. Да разве всех запомнить!
Ещё раз, повторяясь, подчёркиваю: все работали на
общественных началах и с огромным энтузиазмом. Все были «оле хадашами». Кто
учился, кто работал. У всех семьи, дети. Несмотря
ни на что, приходили на репетиции и работали в театре. Потому, что в нас жила
надежда: будет театр бухарских евреев на земле наших предков, на земле Израиля!
А как мы провели гастроли в Америке! Ведь в Америке были
созданы театры после нас… Это мы вдохновили их…! И то, всё равно, наш театр был
неповторим!
Для всех нас было огромной трагедией неожиданный уход из
жизни Исаака Ягудаева.
Ведь он был нашей палочкой-выручалочкой! Он был уникален
и как солирующий артист (в театре одного актёра), и в массовках, и как режиссёр
многих спектаклей, и как ведущий актёр театра. А как великолепно он исполнял на
чистом бухарскоеврейском языке монолог Амнуна из спектакля «Амнун и Томор»! И. Ягудаев
был прекрасным исполнителем песен из шашмакома и религиозного песнопения из
Торы, «яккахони», «хакони». Никогда не забыть созданного им образа одного из
сыновей праотца Якова в спектакле «Йосеф Хасадик» – Шимона или роль Ахашвероша
в «Эстер а-малка». Исаак Ягудаев, кроме всего, был ещё и замечательным
партнёром. Его богатейшая интуиция, находчивость на сцене, умение подыграть
партнёру! Я всегда буду помнить этого великолепного представителя настоящего
искусства!
Сила нашего театра была в единстве. Как только стали
делить наш мощный театр бухарских евреев – весь энтузиазм пропал, коллектив
разбрёлся, реквизит исчез! И в конце концов театр распался!!!
Очень хочется надеяться, что театры, которые были созданы
позже («Ханда ханда» – Хай и Ронен Давыдовы, «Оча бача» – Шимон Пулатов),
оправдают себя и будут на должном уровне…И очень хочется надеяться, что театр
всё же будет!
Софья Бадалбаева,
Отличник искусства Таджикистана