К 87-летию Заслуженного артиста Узбекистана Ильяса Малаева
«Не сотвори себе кумира» – гласит наша религия. Но есть
исключения, когда история дарит, наверное, раз в столетие такие личности,
которыми мы восхищаемся. Они сыграли огромную роль не только в развитии нашей
национальной культуры, но и внесли серьёзный вклад в музыкальную традицию народов
Узбекистана и Таджикистана. И об этом совсем недавно в связи с 87-летием Ильяса
писал известный учёный, журналист, писатель из Узбекистана Мавлон Шукурзода.
Ильяс Малаев – человек-легенда, человек-оркестр, поэт и композитор,
драматург и певец. Все эти дарования уживались в одном человеке, и в каждом из
них он был неповторим.
Высокую и достойную оценку творчеству Ильяса Малаева дал
президент Всемирного конгресса бухарских евреев Лев Леваев, человек, который
вырос в среде любителей лучших образцов шашмакома. Он назвал Ильяса
«талантливейшим человеком ХХ и начала XXI века,
которому нет аналога».
Ильяс Малаев с детства был незаурядным: в 6 лет овладел
танбуром, в 8 – скрипкой, в 14 – скрипач в Каттакурганском театре музыкальной
драмы.
С 1951 года он выступает в ансамбле «Шодлик». Словно
чувствуя своё предназначение свыше, он начинает собирать записи в исполнении
старейших певцов, в частности, Левича Бабаханова. К этому времени Ильяс уже
завоевал звание знатока тайн шашмакома, в которых он усмотрел глубину философии
и непревзойдённость музыкального искусства многих народов Центральной Азии.
Наши выдающиеся певцы – братья Муллокандовы, Толмасовы и
многие другие внесли серьёзные коррективы в исполнение этих мелодий.
Вместе с тем творчество Ильяса было объектом гордости не
только бухарских евреев; его знания узбекского, таджикского, азербайджанского, фарси,
армянского, русского языков сделали его любимцем носителей этих языков: по
своей человеческой сути Ильяс был в какой-то мере интернационалистом и писал
стихи и музыку на этих языках. Тот же наш друг Мавлон Шукурзода отметил
мастерство Ильяса в создании шедевров на этих языках.
В 1965 году его жизнь круто изменилась: он встретил
Мухаббат Шамаеву, ставшую его супругой и музой на долгие годы, вплоть до его
кончины.
В 1987 году Ильяс Малаев становится победителем конкурса
поэтов (мушаира) и ему присваивают звание Заслуженного артиста Узбекистана.
Занимаясь восточной литературой на протяжении многих лет,
могу сказать, что писать в жанрах этой поэзии нелегко. Все они строго
канонизированы, и чтобы постичь их – жизни не хватит. Результат его поэтического творчества – издание двух сборников стихов:
«Ширу шакар» (1994 г.) и «Девон» (1998 г.). Все они написаны в форме и жанре
газель, бейт, рубаи, маснави и мухаммас. В большинстве своём они переложены
автором на музыку. В них заключена большая мудрость, глубина философской мысли,
назидательность.
Поэзия Ильяса неотделима от его драматургии. В 1999 году он пишет в стихотворной форме
совершенно потрясающую пьесу «Певец Его Превосходительства», поставленную
почётным профессором Института искусств (Душанбе) Борисом Катаевым. К этому
времени он уже жил в Нью-Йорке, куда эмигрировал в 1992 году. Бывший Посол
Таджикистана в ООН Рашид Алимов, посмотрев эту постановку, назвал её «Мўҷиза» («Чудо!»). Если бы Ильяс создал бы только эту пьесу и
ничего более, и тогда бы он снискал своё звание классика современной
литературы.
Иммиграция для Ильяса стала величайшим благом. Здесь он
обрёл свободу творчества, не декларируемую, а настоящую. Он много писал,
печатался, создал ансамбль «Маком» и с 1993 по 2007 год, благодаря усилиям
Светланы Ханимовой, ставшей менеджером ансамбля, колесил по всему миру,
пропагандируя богатство бухарско-еврейской культуры.
Авторитет И. Малаева был настолько высок, что при его жизни в Германии стали писать диссертации по его творчеству и проводить конференции во многих странах. Ильяс всегда утверждал, что есть ещё один маком, но жизни на этот подвиг не осталось.
Будучи редактором газеты «Бухарско-еврейский мир»,
издававшейся президентом Конгресса бухарских евреев США и Канады Борисом
Кандовым, я много писала об Ильясе, о его замечательной семье. Дважды в составе
делегации деятелей Конгресса бухарских евреев он посещал Узбекистан, где он
участвовал в фестивалях и проводил благотворительные концерты. В 2006 году его
ансамбль гастролировал в Вене и в Израиле. И
тогда президент Лев Леваев, восхищённый его творчеством, преподнёс золотой диск
со словами признания его заслуг.
Некоторое время спустя сам Ильяс и мы, более 500 человек,
стали участниками презентации двухсерийного фильма «Чаша Ильяса», созданного
народным артистом Туркмении Беном Исаковым и «Кайков-Медиа».
А 15 марта 2007 года в честь И. Малаева в огромном концертном зале
Квинс-колледжа состоялось грандиозное событие – Фестиваль «Золотой Ильяс».
Несколько тысяч поклонников этого великого человека аплодировали своему кумиру.
Счастье, что он успел получить любовь и признание народа при жизни.
2 мая 2008 года нашего Ильяса не стало. Ему было всего 72
года.
Я горжусь тем, что нас с Ильясом связывала большая
дружба, он мог до глубокой ночи беседовать со мной, для него было очень важным,
что я, как востоковед, прониклась пониманием его величия, что пишу о нём. Я
счастлива, что он несколько стихов посвятил мне и моему покойному мужу. И очень
жаль, что Ильяс ушёл из жизни слишком рано от злой и коварной болезни. Я же
перевела его последнее стихотворение, ставшее надгробным, на русский язык.
Годы не властны над его памятью. Его наследие имеет продолжение в
творчестве его супруги – Народной артистки Узбекистана Мухаббат Шамаевой,
дочери Наргис, сына Раджа и сестры Баси Малаевой.
Мы помним его, любим и скорбим.
Рена Елизарова, литературный сотрудник «Женского Мира»
Фото – Светлана Ханимова