Люди нашей общины

Такие мамы остаются вечными

post-img

К столетию со дня рождения Яффы Коптиевой

Есть особая категория матерей, которые не имеют возраста, и даже уходя в вечность, остаются навсегда рядом с теми, кому подарили жизнь.


Она родилась в праздник Шавуот, совпавший с солнечным жарким днём, в конце июня 1922 г. в Самарканде в многодетной семье, познав с детства все особенности домашней работы, заботы о меньших братьях и сестрах, учёбу с отличием в медицинском училище и мечтой о врачевании. Выросла Яффа, несмотря на многие лишения тех лет, крепкой, жизнерадостной, смышлёной и ласковой девочкой, на которую с 17-ти лет пристально заглядывали мамы многих потенциальных женихов.

Судьба свела один раз и на всю жизнь с учителем математики Гавриэлем Коптиевым, скреплённую взаимным притяжением двух молодых любящих сердец. К сожалению, счастье длилось недолго. Безжалостная эпоха, которую Яффа испытала на себе с избытком, словно дикий зверь, требовала всё новых и новых жертв, в числе, которых по навету оказался 27-летний Гавриэль. 10 лет каторги – таков вердикт военного суда, которую он прошёл от звонка до звонка.

Именно с этого момента начался путь поиска и восхождения Яффы по крутой извилистой, но праведной тропе к Храму во имя спасения всех тех, кто волей случая оказались на её попечении, включая сына-малыша Иосифа, искалеченную карателями свекровь и других родственников.

Невозможно выразить словами всю тяжесть того физического и нравственного груза, в момент оказавшегося на хрупких плечах этой молодой женщины. Она освоила тайны советского «бизнеса» со всеми его неотвратимыми рисками и опасностями, но спасшего от голода семью; она за тридевять земель добралась на зону к мужу, придав ему силы на возвращение; она построила надёжный дом, но, потеряв в 1970 году Гавриэля, сумела набраться мужества и эмигрировать с двумя сыновьями-подростками на Запад.


Секрет австрийского и американского взлёта мужавших Ильи и Рафаила был связан, помимо всего, с удивительной преданностью Яффы сыновьям, её колоссальным жизненным опытом и тем характером абсолютной доверительности, которая между ними существовала. Появление двух дочерей-снох – Светланы и Беллы, а следом когорты внуков и правнуков, лишь усиливали эту взаимную привязанность. Старшие Иосиф и Элла (светлая ей память!), Лида и Арон всячески этому содействовали.

Стоило маме посоветовать сыновьям основать синагогу имени отца с целью сохранения духовного здоровья родного этноса, как эта идея в содружестве с братьями Алишаевыми обрела конкретные очертания. Сегодня эта организация – «Бет Гавриэль» – получила мировую известность, превратившись в духовный Центр нашей многотысячной общины.


Разве можно забыть весёлый нрав мамы, её проникновенное пение, изящество танцев, любовь к родным мотивам. Она всю жизнь была в рядах дающих, передав эту черту своим детям и внукам. По сей день мы с восхищением отмечаем сдержанность и рассудительность её речи, полное отсутствие стремлений давить на окружающих. Тёплое слово всегда являлось главным средством её общения с людьми, причём безошибочным. Стараясь подражать маме, вспоминая её жесты, отдельные реплики, мы не расстаёмся с ощущениями, что она рядом, что вполне реальны её советы, без которых немыслимо идти по жизни в наш неспокойный наполненный стрессами век.

Пусть всегда будет мама, наша мама – Яффа, для нас, с которой так тепло по сей день идти по жизни. По-другому быть не может.

 

Дети, внуки, родные и близкие

Другие статьи