Портрет с обложки

Шева Рахминова-Мататова. Жизнь в вихре танца

post-img

Шева Рахминова-Мататова, героиня настоящего очерка, широко известна не только в Израиле, но и далеко за его пределами. Очень красивая, активная, энергичная и талантливая. Она приезжала в Нью-Йорк на конкурс «Человек Года-2020/21» в качестве члена группы поддержки Лауреата конкурса Жанны Коэн. Шева сразу привлекла мое внимание своей яркой внешностью,  умом и, конечно, необычайно красивыми танцами! Тогда я поймала себя на мысли: «Какая удивительная женщина!» Казалось бы, всё в ее жизни сложилось благополучно: счастливая, улыбающаяся, успешная, в окружении мужа и детей. А самое главное – любимая! Но не все так просто было в судьбе этой женщины...

 

Редкое имя Шева дано ей неспроста. Ее родители Йосефхай Рахминов и Хана Абаева, жившие в городе Кармине (ныне Навои), после смерти своего первенца долго не могли иметь детей. И только через 7 лет появилась дочка, которую они назвали Шева в честь праздника Tu BiShvat, когда она родилась. Радости в семье не было предела! К тому же девочка была еще и удивительно красивой и смышленой. Она росла в музыкальной семье, где все играли на разных инструментах и пели. Их застолья были многолюдными и веселыми, папа Йосеф пел, а мама Хана танцевала. Позже появились братья Миша и Гавриэль, они тоже играли на разных инструментах и пели, и чуть позже – сестры Соня и Роза. Музыка и искусство прочно вошли в жизнь Шевы с самого её рождения.

Но вдруг внезапная болезнь, больницы, боли, бесконечные капельницы поставили под угрозу её жизнь! Шеве всего 3 года. Врачи разводили руками и, наконец, направили её в Самарканд, где ей сумели поставить правильный диагноз и рекомендовали немедленно удалить инфицированную почку, в которой образовалось множество камней. Шева бесконечно благодарна медицинской сестре Сурье Исхаковой, которая в Самарканде в то далекое время оказала максимум поддержки и сделала все возможное, чтобы найти хороших врачей и больницу, где помогли ей выжить (дочь Сурье Исхаковой – Зоя Абаева – в память о своей матери открыла в Нью-Йорке синагогу).

Маленькую Шеву спасли. Но вместе с тем прозвучал приговор врачей: «Ваша дочь никогда не сможет быть матерью», что стало самым страшным для любящих родителей. Тогда же отец решил, что никогда не расскажет об этой трагедии своему ребенку, которая уже поправилась, стала бегать и танцевать.

Девочка росла, а с ней росла и любовь к танцам. Она – активная участница в художественной самодеятельности, её движения в танце – не заученные, а такие, как чувствует её душа и подсказывает её тело. Талантливый самородок Шева занимает всевозможные призовые места на всех конкурсах по танцам. О ней узнают не только в Узбекистане и Таджикистане, но и уже на Всесоюзном уровне. Её выступления сопровождаются зрительскими овациями, её приглашают в Ташкент на телевидение, а потом и в Москву на заключительный конкурс «Алло, мы ищем таланты!» Но строгий отец и «заботливые родственники» вдруг решают, что нехорошо для бухарской девушки танцевать на виду у всех и делать танцы своей профессией. «Доченька, не главное в жизни быть артисткой на сцене, а главное быть артисткой в жизни. Если ты сумеешь правильно сыграть в жизнь, то считай – это главная твоя роль! – неоднократно говорил ей отец. – Главное, научись быть как мужчина твердой и успешной на улице, а дома ты должна быть хорошей хозяйкой и любящей женой». А мама Хана добавляла: «Мы все дети Б-га, и чем больше ты дашь радости людям, когда танцуешь, тeм больше Всевышний вознаградит тебя. Танцуй для себя и родных!» Эти слова Шева запомнила на всю жизнь!

Неизвестно как бы сложилась судьба Шевы, если бы она тогда уехала. И была бы к ней судьба так благосклонна, если бы она выбрала мир танца? Но случилось то, что случилось. Проплакав не одну ночь, юная Шева очень тяжело перенесла тот отцовский запрет, но смирилась, однако любовь к искусству и танцу остались с ней на всю жизнь. Б-г компенсировал её утрату: Он подарил ей личное счастье быть любимой женой и, самое главное, – стать счастливой матерью вопреки прогнозам врачей. Она дала жизнь трём прекрасным детям: сыновьям Артуру, Юре и дочери Юле. А о своей отсутствующей почке она узнала много лет спустя, случайно, когда уже переехала в Израиль...

А тогда, когда ей едва исполнилось 16 лет, на её жизненном пути встретился Алик Мататов. Это была взаимная любовь с первого взгляда. В 1968 году в г. Кармине сыграли большую пышную свадьбу, где жених и невеста были самой красивой парой города!

Шева стала известным парикмахером-стилистом, к ней стали записываться в очередь. Общительная, позитивная и креативная, она любила все необычное и непохожее на другое, у нее всё спорилось в руках. Её свадебные прически были уникальными и впечатляющими. Она получала от работы удовольствие, завоёвывала первые места, получала дипломы на областных и республиканских конкурсах красоты. А самый главный её диплом – «Мастер золотых рук» до сих пор очень дорог ей. Интересно отметить, что Батшева щедро делилась своим мастерством с разными молодыми людьми, как в Навои, так и в Израиле, обучая их своему мастерству и помогая им получить хорошую и стабильную работу. И делала она это совершенно безвозмездно! Её до сих пор благословят подруги не только  городов Израиля, но и Австрии, Германии, Канады и Америки! Она со всеми тесно дружит до сих пор!

Вспоминает одна из ее подруг: «У Шевы всегда был какой-то особый дар общения с людьми и умения дружить. Среди её клиентов было много врачей. Благодаря знакомству с ними, она спасала жизни многим своим землякам, как когда-то спасли и её. Ее любят не только за её профессионализм, позитив и добрый нрав, но и за умение быть рядом, когда это нужно! Первое, что приходило нам в голову – надо позвонить Шеве, которая обязательно найдет выход!»

1990 год. Репатриация в Израиль. Большая семья, первые трудности, языковой барьер. И опять проблемы со здоровьем, нередко очень серьёзные. Рекомендовали и даже настаивали на инвалидности. Но все это не про Шеву. Несмотря на трудности она смело вошла в новую жизнь, завоевывая новые горизонты. Ей 40 лет. Она сумела сдать тяжелый экзамен на лайсенс (на 5 разных языках!), что давало ей право работать парикмахером-стилистом в Израиле и во многих других странах. Это даже широко освещалось в газетах, по радио и телевидению не только в Израиле, но и в родном городе Навои.

Очень скоро Шева Рахминова-Мататова стала первой бухарской еврейкой, сумевшей открыть свой свадебный салон в самом центре Тель-Авива. Тогда это было очень смелым решением, ведь на рынке было много классных салонов. Но Шева приложила максимум усилий, чтобы её салон стал самым популярным и самым уникальным, ведь там было всё то, что необходимо для торжественного случая – и прически, и макияж, и свадебные платья. Тогда же муж Алик с сыновьями открыли видео/фотосалон «Arthur Video». Сейчас этот бизнес продолжает сын Юрий. Бизнес Шевы быстро пошел в гору, казалось, она словно добрая фея – к чему бы ни прикасалась, всё «превращалось в золото». Такой у нее дар!

Шева делится памятным случаем своей профессиональной жизни: «Однажды ко мне в салон зашел компаньон знаменитого Сасона Видаля, автора популярной прически «Sassoon». Увидев мою работу, он поцеловал мою руку, да еще в краске. Мне было неловко, когда я узнала, кто это! Большая свита сопровождала его. Он предложил мне престижную работу в лучшем салоне Парижа! Конечно, это предложение польстило мне, но я как патриотка Израиля отказала именитому гостю».

Но не только её трудолюбие и одержимость были главными в её успехе. Поддержка верного и замечательного мужа Алика Мататова и 3 таких же замечательных детей сыграли большую роль! «Моя семья, – считает Шева, – это самое большое моё богатство, я бы не достигла ничего без них. В юности мне много помогли и родители моего мужа – свекровь Зулай и свёкор Мишоэль Мататовы. Они полюбили меня как родную, учили быть самостоятельной, целеустремленной, будучи сами очень современными.

Свекор говорил: «Tвой талант от Б-га, танцуй, пока танцуется!». А свекровь поддерживала меня в моих начинаниях. Помнится даже, что она отпустила меня со своей дочерью Светой на фестиваль комсомольской молодежи в ГДР, где я танцевала в присутствии изумленных знаменитостей – американского певца Дина Рида и композитора Александры Пахмутовой. Тогда я оставила на руках свекрови трех своих маленьких детей. Такое не забывается!...

Сейчас мы живем вместе с сыном Артуром, у нас совместный бизнес – ресторан "Лас-Вегас".


А младший сын Юрий с семьей продолжает наше дело в Нью-Йорке. Мы гордимся нашими детьми, снохами, зятем, внуками и уже 4 правнуками!»

Наш номер выходит накануне съезда Всемирного Конгресса бухарских евреев в Израиле. Я поинтересовалась, что Шева может сказать по этому поводу? «Я горжусь, что принадлежу к бухарской общине, во главе которой президент Лев Леваев. – говорит Шева. – Поздравляю всех его участников, желаю им здоровья и оставаться полезными нашему народу!»

Просматривая видео, где Шева танцует, я поражаюсь, как красиво она это делает. Мне стало интересно, что она чувствует при этом? Я задала ей этот вопрос. Шева ответила: «Я никогда не думаю о своих чувствах, я просто выражаю их и своё настроение языком танца. Даря радость и веселье людям, я также получаю от них позитив, силу и мощную энергию. Наверное, именно это и дало мне возможность выжить и жить, а мой девиз «Спешите делать людям добро!»  проявляется в том, что я всегда помогаю общине, являясь её активисткой и спонсором многих мероприятий, издания книг; посещаю дома престарелых, помогаю одиноким и больным людям и чувствую большую радость от этого».

И мне вспомнились слова Некрасова  которые вполне подошли бы к нашей героине:

В беде не сробеет, спасет,

коня на скаку остановит,

 в горящую избу войдет…

Вот такие бухарские женщины живут среди нас!


Читать весь номер журнала №260

 

Элла Некталова

Reviews

    • April 26, 2023

    Очень приятно иметь таких талантов как бат Шева женщина которая действительно в любое время спешит делать добро мицву мастер на все руки танцы стайлист бизнес леди шустрая смелая энергичная женщина !!! Желаем вам долгих лет жизни без болезней ад 120 амен!!!

Другие статьи