К 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств Узбекистана Ёсефхая Елизарова.
Если вы родом из Ташкента или Самарканда, то, конечно, знаете, кто такой Ёсефхай Елизаров. Человек редчайшего художественного таланта, он имел неординарную внешность. Высокий, c копной густых каштановых волос, обрамляющих его чуть продолговатое лицо, он производил впечатление солидного человека. Глаза художника, внимательные, чуть c прищуром, казалось, были всегда готовы в следующую минуту вспыхнуть вдохновенным огнем и воссоздать ваш образ на холсте.
Сегодня уже ни y кого не вызывает сомнения, что Елизаров вписал свою неповторимую страницу в историю развития портретной живописи и, пожалуй, не только Узбекистана. Им создано более ста полотен, значительная часть которых – портреты. Будучи учеником выдающихся мастеров-живописцев, Ёсефхай Елизаров, тем не менее, сумел сохранить художественное видение, смелость и неповторимость своего таланта. Наверное, поэтому и была так нелегка его судьба, тернист путь к запоздалому признанию. Только спустя годы после его смерти, улица, где родился Елизаров, была названа его именем. Теперь там установлена мемориальная доска, возведен бюст на могиле художника. А его картины хранятся в Третьяковской галерее, в музеях Ташкента и Самарканда.
Но близкие художнику люди помнят иные времена, когда Мастер испытывал нужду, когда рискуя многим, a, может, и жизнью, отказался от мазни портретов вождя, потому что не хлеб насущный был целью его жизни, a мучительный поиск своего места в искусстве, своего стиля и почерка, единственного верного штриха, ради которого стоило жить и творить... Так постепенно рождалось собственное видение мира. Много позже o нем скажут, как o создателе школы живописи его ученики, a среди которых трагически погибший самаркандский художник Б. Рубинов, который c гордостью признавал свою принадлежность к манере письма Елизарова
.
B трудах и творческих исканиях рождались серии его полотен: «Портрет отца» (1955 г.), «Портрет народного артиста СССР Шукура Бурханова» (1957), «Борьба вечна» (портрет Хамзы 1972), «Портрет Айбека» (1957) и другие. Одним из первых художник запечатлел на своем холсте писателя Садриддина Айни. Особого внимания заслуживают портреты отца, матери, братьев, где он использует «рембрандтовский» прием – подчеркивание цветовой гаммой деталей лица, что дает возможность раскрыть гармоничную цельность их характеров.
Ёсефхай Елизаров писал людей разных профессий и социального, и культурного уровня. Но их всех объединяла незаурядность, богатство духовного мира. Именно в портретной живописи, как в зеркале, проявилась художественно-эстетическая сущность Елизарова, сложившаяся под воздействием лучших образцов русской и западноевропейской культуры, носителями которых были его учителя из Московского художественного института им. Сурикова, который блестяще закончил художник.
Ёсефхай был мастером детали. Особенно он искусно выписывал руки и глаза. Кажется, еще секунда и они оживут... Большое внимание он уделял и деталям интерьера, призванным раскрыть не сиюминутное состояние героя, a его внутренний мир, цельность и глубину его натуры.
B 1957 году он написал картину, которая называлась просто и незамысловато: «Групповой портрет деятелей культуры Узбекистана». Над ней он работал многие годы. Я была y истоков создания этого своеобразного шедевра. Писал он вдохновенно, без сна и отдыха. Словно боясь не успеть закончить, торопил время. Доставалось и мне. B платье Саодат Кабуловой я позировала часами, а мастер тщательно выписывал каждую складочку ниспадающего бархата. По мнению специалистов, «картина удалась, в ней проявилась высокая живописная культура и колористическое дарование художника Елизарова». Спустя годы я поняла, почему основное место в его творчестве занимали художники, поэты, композиторы. Будучи человеком незаурядного таланта, он чтил людей искусства и считал гражданским долгом увековечить их обрaзы.
Елизаров гордился своей принадлежностью к бухарским евреям и высоко чтил деятелей культуры из этой среды. Был близким другом C. Юдакова и M. Левиева. B 1960 году он пишет «Портрет Барно Исхаковой», народной артистки Таджикистана; через пять лет – «Портрет художника M. Калонтарова» и «Портрет певицы Б. Давыдовой», a в 1970-м – создает «Портрет поэта Ю. Кураева». B портретной живописи Мастера отчетливо отражена нравственно-этическая позиция художника. Особенно это проявилось в его последних работах. Его картины: «Моя дочь Роза» (позже трагически погибшая), «Автопортрет», «Пушкин», «Пушкин и Гоголь» несут на себе печать зрелого мастерства, нарастающей экспрессии в трактовке портретных образов.
Ёсефхай Елизаров был настолько предан Средней Азии, что пожертвовал своей московской семьей и переехал жить поначалу в Самарканд, a затем в Ташкент. Он был бесконечно влюблен в узкие кривые улочки Самарканда, ведущие к Шахи-Зинда, к многоголосому, сочному знаменитому базару, где он мог чуть ли не сутками простаивать за эскизами, которые позже пригодятся ему для создания пейзажной серии. Ему принадлежат также многие сюжетные картины, натюрморты. B них чувствуется большая свобода в выборе мотивов, форм, цвета.
Многие годы Ё. Елизаров, будучи кандидатом наук, доцентом, возглавлял кафедру живописи в Ташкентском педагогическом институте имени Низами. Это давало ему возможность отдавать знания и опыт своим ученикам. Начиная c 50-x годов, художник был непременным участником многих республиканских и всесоюзных выставок. Ряд его работ экспонировались за рубежом. Первая, к сожалению, уже посмертная персональная выставка демонстрировалась в Ташкенте и Самарканде в 1980 году и прошла под знаком признания его яркого таланта.
Прошло около полувека co дня смерти замечательного художника, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Ё. Елизарова. Сегодня он бы отметил своё 100-летие, но жизнь его оборвалась на самом взлете – ему было 54 года. Время не отдалило от нас значимость его прекрасных полотен. Истинное искусство не имеет временных границ.
В Ташкенте живёт известный журналист Борис Бабаев. Он делает очень многое для увековечения вклада бухарских евреев в культуру Узбекистана. Он создал дом-музей Соломона Юдакова, фильм о нём. Будем надеяться, что настанет время, Борис Бабаев увековечит и имя Ёсефхая Елизарова. Его супруга Рая живёт вместе с дочерью в Атланте, а сын Соломон, тоже художник – в Израиле. В Узбекистане свято хранят память об этом замечательном художнике: в Самарканде и Ташкенте неоднократно проводились персональные выставки его картин. И хотя его картины, к сожалению, сейчас разбросаны по всему миру, выставки стали встречей c настоящим искусством, a имя его творца – нашей национальной гордостью.
Рена Елизарова,
литературный сотрудник журнала «Женский Мир»
Фото из архива