Современная культура черпает свои ценности из источников самого различного происхождения. Но нельзя забывать, как много правдивого и доброго обрело человечество, благодаря настоящему свету с Востока. Мы часто сталкиваемся с неправильным, умиляющим и обветшалым представлением о «восточном человеке», с точки зрения традиционного сознания. Интеллигенция европейских стран часто представляет себе «восточного человека», как пассивного созерцателя, который якобы покорен всесильному року и не стремится изменить самого себя и окружающую жизнь. Жизнь не раз доказывает, что подобное представление является поверхностным и весьма далёким от истины с самого начала. Сама жизнь восточных народов, вопреки всевозможным историческим препятствиям, порождала тип человека, устремлённого к действенному, творческому самораскрытию. Именно таковы прославленные персонажи эпопей и драм Востока: самозабвенный в любви Меджнун и одержимый жаждой нового Синбад-Мореход, воитель Рустам и созидатель Фархад и т.п. Непосредственные, откровенные, окрашенные субъективной страстностью монологи людей такого склада и составляют содержание восточной лирики. Лирическая поэзия Востока искусно передаёт тончайшие оттенки любого переживания, детально воспроизводит извечные споры между сердцем и разумом, создаёт целостный образ внутреннего мира личности в его единстве с внешним миром и потоком движущейся жизни.
«На розах блистанье росы новогодней прекрасно.
Любимая – лучшее творенье господне – прекрасна!
Жалеть ли минувшее, бранить ли его мудрецу?
Забудем вчерашнее! Ведь наше Сегодня прекрасно!»
«Лучше пить и весёлых красавиц ласкать,
Чем в постах и молитвах спасенья искать!
Если место в аду для влюблённых и пьяниц,
То кого же прикажете в рай допускать?»
Характерное свойство этой лирики – защита человечности, которая во все жестокие века подвергалась опасности и нуждалась в защите. И речь здесь не о человечности абстрактной, а о живых, естественных людских чувствах и радостях, на которые имеет право каждый и которым угрожали многоликие силы социального и нравственного зла – самовластный деспотизм, феодальный произвол, фанатическая религиозность, кастовые запреты, тёмные предрассудки, воинственное невежество, низменные страсти. Лирики Востока в поэтической форме провозглашают права любого человека на счастье, на свободу от принуждения, на справедливое устройство жизни, на наслаждение, достоинство, знание истины. Они отстаивают абсолютную ценность и неповторимость жизни – жизни бренной, а не вечной, жизни нынешней, а не ожидаемой – и, сознавая со всей остротой неотвратимость гибели всего живого, зовут радоваться каждому мгновению собственного бытия, любому проявлению красоты окружающего мира.
Необходимо отметить, что среди поэтов – стихотворцы арабского мира, чьё творчество складывалось как жизнелюбивая, чисто человеческая реакция на исламские аскетические идеалы с их фанатической нетерпимостью и обещаниями загробного блаженства.
Другая исполинская ветвь восточной лирики – иранская. Классическая персоязычная поэзия дала миру не только эпический шедевр – «Шахнаме» Фирдауси, не только замечательные циклы поэм Низама Дехлави, Джами, но и создала великие образцы малого жанра в неповторимых произведениях А. Рудаки и Омара Хайяма, Джалаладдина Руми и Саади Ширази, Хосрова Дехлеви и Хафиза Ширази!
Восточная лирика никогда не была чужой нам. Индия вдохновила Жуковского на создание «Наль и Дамаянти» и «Рустем и Зораб». У Пушкина мы находим стихи, навеянные Кораном, персидской и арабской лирикой:
«В безмолвии садов, весной, во мгле ночи,
Поёт над розою восточный соловей,
Но роза милая не чувствует, не внемлет,
И под влюблённый гимн колеблется и дремлет».
Рафаэль Бангиев,
член Союза писателей Израиля,
Отличник искусства Израиля