Под лежачий камень вода не течёт – аксиома жизни. Не приложишь усилий – не достигнешь
высот. Не постараешься и не проявишь мудрость – не приобретёшь мир (шалом-байт)
в семье и не построишь хороших отношений с окружающими людьми.
Советское воспитание вымуштровало целое поколение людей,
надеющихся только на себя. И всё же,
прикладывать резонные усилия (иштадлут) – это и еврейское понимание жизни, и
обязанность по Торе. Но в Торе есть и другой термин – вера в Творца
(битахон), и она проявляется во внутреннем спокойствии и уверенности в том, что
всё от Всевышнего. С одной стороны –
надо верить в Творца и его силу, а с другой – прикладывать резонные усилия.
Мы обязаны заботиться о своём пропитании, здоровье и безопасности. Но на пути
могут вставать различные психологические блоки. И тут в памяти всплывают три
сценария из прошедших сеансов с клиентами:
1. Религиозной девушке, верящей в Б-га и прикладывающей
усилия для собственного благополучия, необходимо переехать в другую страну. Но
её тело ощущает раздвоенность – верхняя часть хочет двигаться вперёд, а нижняя,
т.е. ноги, отказываются, как тот лежачий камень. В чём проблема? Интереснейший
диалог с подсознанием выявляет, что ноги уже давно чувствовали себя
недолюбленными, несовершенной частью тела, полной неуверенности в себе.
Страх провала, пониженная самооценка частенько рулят и управляют нашим
поведением. Хочу двигаться вперёд, ставлю себе задачу добиться
успеха, но что-то не идёт, слишком ленивый я… Ленивый?! Привет моим скрытым
страхам, способным рулить из далёких глубинных залежей!
2. Зачем стараться? Всё равно не получится. Я снова не
справлюсь. Не потечёт вода под камень, и не надо. Очень уж тяжёлый, камень
этот…
Так говорит мне клиент – школьный учитель – приятный,
образованный, одетый с иголочки молодой человек. Откуда такая неуверенность в
молодом горячем организме? А мальчика в детстве подавлял учитель ешивы, не
верил в него, унижал, был нечувствителен, даже боролся за его отчисление. Вот и
потерял ребёнок веру в себя, а заодно и веру в то, что такие люди, как этот
учитель способны понять, что могут быть неправы. Великое дело помочь поверить, что камень можно сдвинуть с места.
Как-будто тяжесть с груди снять…
3. Мужчина устал от жизни, от бесконечных стараний
вслепую, от результатов, недостойных приложенных им усилий. В итоге – непонимание,
почему Творец создал мир таким и заставляет действовать вслепую. «Под лежачий
камень вода не течёт, поэтому я должен прилагать максимум усилий, чтоб его
сдвинуть с места. И чем больше у меня не получается, тем больше я буду
стараться. Цель моя благая. Я хочу сделать правильное доброе дело (мицву), а
значит мной руководит высшая духовная часть (йецер тов), а не злое начало
(йецер хара)». Вопрос: какое же всё-таки
«начало» берёт бразды правления в свои руки и решает сколько усилий против
ветра надо прилагать?
Мы обязаны прикладывать резонные усилия. Но говорят наши
святые книги – они не должны доходить до обсессии. И хотя на первый взгляд не
всегда можно определить являются ли усилия человека необходимыми или
чрезмерными, важно помнить, что когда
человек считает, что контроль в его собственных руках, – это признак
недостаточной веры (эмуны) во власть Творца.
Виктория Бараева,
лайф-коуч, регрессолог, психолог,
специалист по здоровому питанию