Литература, культура и искусство

Кому принадлежит шашмаком?

post-img

Все исследователи едины во мнении, что, дошедший до нас шашмаком – бухарский, он сформировался в Бухаре. По мнению крупнейшего ученого исследователя шашмакома Александра Джумаева (Ташкент): «Бухарский шашмаком – один из основных видов классической музыки в Центральной Азии, который формировался в течение нескольких столетий в контексте древних музыкальных традиций Бухары. Бухара – родина шашмакома. В него внесли вклад три основные традиции: таджикская, тюрко-узбекская, бухарскоеврейская».

Следовательно, шашмаком надо рассматривать как результат коллективного творчества нескольких народов. Известно, что к устному народному творчеству относятся различные жанры, например, пословицы и поговорки, сказки, загадки и т.д. Это значит, что кто-то придумал сказку, но его имя не сохранилось. Относительно музыкального народного творчества такое утверждение также вполне оправдано. Имена композиторов, сочинивших музыку шашмакома, не сохранились, поскольку тогда не было нотной записи.

В отличие от композиторов, имена и некоторые произведения еврейских поэтов Бухары и Самарканда сохранились, правда, начиная с 17 века. Это не удивительно, ведь бухарские евреи сформировались в Бухаре, начиная с 17 века, именно после образования ханства. До этого они жили преимущественно в Персидской империи, Ираке, Сирии и других странах Востока. Это подтверждают историки. Например, проф. Давид Очильдиев отмечает: «Бухарские евреи – это вавилонско-персидская ветвь мирового еврейства, сформировавшая в Бухаре в 17-18 веках».

Кто жил в указанный период в Бухаре? Преимущественно таджики, узбеки и евреи. Известно, что сразу после образования Бухарского ханства его столицей в 1533 году стала Бухара. До этого (до 1499 г.) столицей империи Темурланга был Самарканд. Однако о наличии еврейской общины при правлении темуридов нам не известно. Разумеется, евреи жили в Самарканде, Мерве, Хорезме, Бухаре и других городах в древности и средние века, но это не наши предки, те евреи канули в анналы истории. Нам о них практически ничего не известно.

Итак, последняя еврейская община в Бухаре образовалась именно в указанный период из-за переезда евреев Ирана, Ирака, Афганистана, Йемена, Сирии и даже Турции и Марокко. Доказательством такого утверждения является формирование нашей культуры и языка фарси-бухори, а также другие факты. Например, самая ранняя сохранившаяся синагога в Бухаре насчитывает 400 лет. Сохранился еврейский квартал, кладбище и другие объекты –  все они возрастом не старше 300-400 лет.

И еще один убедительный факт: исследования семейных родословных корней бухарских евреев доказывают, что наши предки переселялись в Бухару, начиная с 17 века. Поэтому для внешнего мира мы ассоциируемся как бухарские евреи. У бухарских евреев сохранились прозвища: эрони, машхади, кобули, арав и другие, т.е. выходцы из Ирана, Мешхеда, Кабула, арабских стран и т. д.

Бухарский эмират существовал 400 лет, до 1920 года. В 1922 году образовался СССР. При Советской власти территория Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханств была разделена на пять республик: Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия и Казахстан. Лишь во второй половине 20 века встал вопрос о национальной принадлежности шашмакома. В советских энциклопедиях написано, что шашмаком – это музыка таджиков и узбеков. При этом таджики считают его своим, исходя из персидских названий разделов шашмакома.

Можно считать, что шашмаком действительно сформировался в период конца 18 – начала 19 веков. Вполне естественно, что А. Джумаев, как и другие ученые, приходит к выводу: «В нынешней версии шашмаком сформировался во второй половине 18 века – начале 19 веков… Упоминание слова «шашмаком» в письменных источниках впервые встречается в 1847 году».

По мнению некоторых ученых, маком корнями уходят в Персию. Однако евреи, приехавшие в Бухару, не привезли с собой шашмаком из Ирана, поскольку шашмаком в Иране не поют. А вот кухню евреи с собой привезли. Некоторые блюда бухарских, иранских и иракских евреев совпадают по названию и приготовлению, например, бахш, сирканиз, кичири, чалпак и т. д.

Следовательно, бухарский шашмаком в том виде, который дошел до нашего времени, не настолько древняя музыка. Это подтверждает, что шашмакому евреи научились в Бухаре, и они вполне могли участвовать в его формировании. Нам не известны имена придворных певцов – таджиков и узбеков, которые пели шашмаком раньше, чем евреи. Однако до нас дошли имена евреев и таджиков, относящиеся ко второй половине 19 века при дворе эмира Музаффара (годы правления 1860-1885), а также при эмире Сеиде Ахадхане (1885-1910) и Абдулла Алимхане (1910-1920).

Среди прославленных мастеров шашмакома того времени были Домло Халим Ибадов, Ота Гиёс Абдуганиев, Борух Калхок Бабаев, Ёсеф Гург Гургов, Довидча Иноятов, Левича Бобоханов и другие. Первый известный придворный певец шашмакома Ота Джалол Насыров жил в гузаре «Эшони пир» – это квартал евреев-чала Бухары. Евреи-чала – это евреи, насильно принявшие ислам. По мнению некоторых ученых, Ота Джалол был ассимилированным евреем.

Бухарские евреи были самыми лучшими исполнителями шашмакома. В советское время авторитет таких еврейских певцов как Нерьё Аминов, Барно Исхакова и многих других был настолько высоким, что их исполнение до настоящего времени признается эталонным. Не только пение, но и игра бухарских евреев на танбуре признается образцовым. Известно, что весь цикл шашмакома состоит из 254 песен. В энциклопедию 1959 года, изданную в Узбекистане,  вошли 155 песен, записанных на ноты академиком Юнусом Раджаби. Из них 88 мелодий сыграл Борух Зиркиев, 44 сыграл Михоэл Толмасов, в остальных записях также участвовали в основном бухарские евреи. Почему же академик больше доверился евреям, нежели таджикам и узбекам?

Новоявленные исследователи шашмакома отводят бухарским евреям только роль великолепных исполнителей и при этом забывают, что после отъезда бухарских евреев в Израиль и США в Таджикистане и Узбекистане шашмаком практически мало кто пел. Не случайно американские музыковеды призывают: «признать США и Израиль новой родиной шашмакома».

Хотел бы обратиться к бухарским евреям, которые выступают с заявлениями, что шашмаком якобы принадлежит евреям. Они утверждают, что истоки шашмакома надо искать в самой Торе, что бухарские евреи якобы относятся к колену Реувена. В доказательство приводят какие-то древние инструменты, похожие на современные. Некоторые лжеученые ссылаются на религиозные песнопения бухарских евреев, в которых встречаются мелодии из шашмакома. Но музыка шашмакома стала применяться в религиозных песнопениях всего лишь 150-200 лет тому назад. Разумеется, найти сходство можно во многом. А разве в древних культурах Индии, Китая, Египта не было инструментов, похожих на современные?

Между тем, история евреев в Бухаре, как мы видим, прерывалась. В книге Наршахи «История Бухары» (10 век) утверждается, что до возникновения ислама евреев в Бухаре не было. Первое письменное упоминание о евреях Бухары встречается лишь в 1240 году при господстве Чингизхана. Примером заблуждения евреев относительно музыки шашмакома является песня «Ушшоки Самарканд». Мелодию сочинил таджикский певец и композитор Абдулазиз Расулов (1852-1936) из Самарканда. Слова поэтессы Зебуниссо (1639-1702), дочери царя, жившей в Дели. Эти стихи о любви, ничего в них о Самарканде нет. Более того, песня не вошла в цикл шашмакома.

В 2008 году ЮНЕСКО признала шашмаком как нематериальную культуру Узбекистана и Таджикистана. Между тем культура – понятие национальное, культура принадлежит народу, а не стране. Бухарские евреи наравне с узбеками и таджиками могут претендовать на авторство мелодий шашмакома. В этой связи А. Джумаев отмечает: «В наше время избрание шашмакома национальным искусством Узбекистана и Таджикистана создает проблему, ибо основными исполнителями шашмакома были евреи».

Евреям не повезло: Израиль не подал заявку на признание шашмакома как часть её культуры. Зато повезло многим другим странам. Так, например, в 2016 году плов признан частью узбекской культуры, в 2022 году борщ признан частью украинской культуры, а багет – частью французской культуры. А какая страна подаст заявку на наш бахш, оши сабо?

 

Маркиэл Фазылов, председатель форума «Культурное наследие бухарских евреев»

Другие статьи