Памяти талантливого композитора, заслуженного артиста Узбекистана Эдуарда Каландарова посвящается…
Трудно писать в прошедшем времени о заслуженном артисте Узбекистана Эдуарде Каландарове. Он создал такой огромный пласт музыкальной культуры Востока и в первую очередь Узбекистана и Таджикистана, что мы ещё долго будем исследовать его творчество и наслаждаться шедеврами написанной им музыки. Композитор неожиданных парадоксов и метких суждений, человек большого актёрского дарования и юмора, обладающий тонким художественным вкусом, Эдуард Нерьянович Каландаров вписал яркую страницу в историю эстрадного искусства Узбекистана. Он умело сочетал в своём творчестве традиции европейской композиторской школы, мелодий восточных народов и новаторских веяний джазовой импровизации. Будучи студентом Ташкентской консерватории по классу композиции у профессора, Народного артиста Узбекистана В. И. Зейдмана, он был отправлен на стажировку в Москву и Ленинград. В Москве он попал к композитору Араму Хачатуряну. Тот, посмотрев музыкальные наработки юного Каландарова, увидел его огромный потенциал и посоветовал ему идти своим путём. «Зачем быть, – сказал Хачатурян, – тысячным Прокофьевым (тогда Эдуард находился под влиянием музыки прославленного композитора)? Вам надо использовать мелодии Востока и быть первым в своём деле». Это напутствие стало решающим в творчестве Эдуарда.
Окончив в 23 года Ташкентскую консерваторию, он был приглашён в эстрадный симфонический оркестр Узбекского Гостелерадио. Это был третий по значимости оркестр после Москвы и Ленинграда. Я уже тогда работала редактором-корреспондентом информационных программ, и пути наши часто пересекались. В этот период (1960-70 годы), когда эстрадная и джазовая музыка с трудом пробивала себе дорогу, Эдуард создал множество современных аранжировок эстрадных песен. Первыми исполнителями автора были Народные артисты Узбекистана Мухаббат Шамаева и Рано Шарипова, Заслуженный артист Узбекистана Эсон Кандов. Успех был оглушительный. Параллельно он создает оркестровую инструментальную музыку, поступают заказы на музыку для театра и кино. Всего для этого жанра им написано 26 произведений, в том числе и для художественного фильма «И снова Насреддин», в котором композитор сыграл роль Звездочета и исполнил три вокальные партии.
Нельзя не сказать о его огромной педагогической работе в музыкальной школе имени Успенского, музыкальном училище имени Хамзы, в эстрадно-цирковом училище. Работая в Ташкентском театрально-художественном институте, он создал ансамбль «Дебют», и на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады «Крымские зори» под зорким оком жюри в составе Яна Френкеля, Константина Орбеляна и Иосифа Кобзона его солисты Наталья Нурмухамедова, Мавлюда Аскольджаева и Георгий Мушеев заняли все три первых места. Ничего не скажешь – успех.
Трудно охватить весь масштаб его творчества, у него всегда превалировали новаторство, аранжировки, высокая планка требовательности к себе и полная отдача профессии.
Особо хочется отметить неоценимую помощь Аси – жены композитора во всех его начинаниях. По профессии – дирижёр-хоровик и пианистка, она была другом по жизни, первым слушателем его произведений, критиком и систематизатором этого большого наследия. Ведь скромность и застенчивость делали его жизнь уязвимой, а Ася была всегда рядом. Это был творческий тандем.
Эдуард Каландаров был членом Союза композиторов СССР и Узбекистана, дважды лауреатом Всесоюзного конкурса «Песня года», членом Американской ассоциации композиторов A.S.C.A.P.
Да и как не вспомнить его американский период жизни? Он не менее насыщен его исполнительским и композиторским талантом. Всего не перечислишь. Среди них музыка к спектаклям бухарско-еврейских театров Любови Пилосовой «Хосткори» и «Однобедрумная квартира», к спектаклю Нисона Софиева «Ташкент – Нью-Йорк» и к американскому спектаклю по произведениям Бернарда Шоу «Дон Жуан в аду» театра «Medicine». А к 10-ому юбилею журнала «Женский Мир» Эдуард написал музыку на слова в то время выпускающего редактора журнала Оксаны Михайловой «Виват, о женщина, виват!», что стало своего рода гимном журнала и женской организации «Эстер-а-малка».
Он также собрал и сделал аранжировку 140 старинным еврейским песням, которые вышли в 7 книгах под названием «The World Most Popular Jewish Songs», преподавал джазовую композицию, давал сотни концертов.
И для меня очень важна еще и другая сторона его жизни – простые человеческие отношения, как говорится, близость с народом. Эдуард вместе с солистом большого театра имени Навои Альфредом Самандаровым создали в Квинсе музыкальную гостиную. Мы очень любили эту компанию. Там встречались выпускники Ташкентской консерватории (вокалисты, инструменталисты). Приезжали из Бруклина и Лонг-Айленда. Они писали сценарии встреч, готовили и исполняли свои новые шлягеры и стихи.
Выступали всеми нами, уважаемые и почитаемые солисты оперных театров Ташкента и Самарканда Иосиф Шаламаев, Яков Хахамов, Михаил Березовский, диктор телевидения Узбекистана Ольга Полевая – все мы отдыхали душой и телом. Эдик был великолепным пародистом, юмористом. Музыка смешивалась с шутками, воспоминаниями.
В последние годы он приезжал из Филадельфии, как говорится, «на перекладных», т.е. общественным транспортом с инструментом за плечами…
Теперь он в мире ином. Только память и нотные записи, бережно систематизированные женой Эдуарда Асей, сохранят нам тот огромный вклад, который оставлен потомкам. И как тут не вспомнить слова замечательного деятеля нашей культуры Ильяса Малаева: «Эдуард Каландаров – человек с редчайшим музыкальным слухом. Он может сочинять мелодию, гуляя по улице или сидя в автобусе. Он обладает редким качеством уметь писать в европейской манере и симфоническую музыку, и эстрадную, и восточную. Я могу его сравнить с большим музыкантом мирового значения, хотя и роста он небольшого, как все гениальные люди».
Музыка, написанная Эдуардом, Каландаровым, бессмертна. Она всегда будет с нами.
Наталья Бангиева,
тележурналист