Литература, культура и искусство

В поисках совершенства

post-img

О творчестве художника Якова Абрамовича Кандинова.


В этом году в сентябре художнику Якову Абрамовичу Кандинову исполняется 70 лет. Его большие творческие достижения в станковой и монументальной живописи в годы иммиграции в Америке свидетельствуют о таланте художника-философа, творчество которого занимает достойное место в изобразительном искусстве евреев Средней Азии.

 

Он принадлежит к поколению художников-восьмидесятников советского периода. Кандинов занимался художественным оформлением интерьеров и экстерьеров архитектурных зданий в Ташкенте, в городах Сырдарьинской и Хорезмской, а также Наманганской областей Узбекистана. В своё время Якову Кандинову, молодому художнику, только начинающему свой путь в советском искусстве Узбекистана, было присуждено звание Лауреата Ленинского комсомола Наманганской области за талантливо оформленные монументальные объекты.

Но сначала хотелось бы вернуться в родной Кандинову город Коканд, где он родился в 1953 году, в отчий дом замечательных родителей: отца Абрама Беньяминовича и матери Розы Абрамовны Кандиновых. Старая часть Коканда – бывшей столицы Кокандского ханства – представляет собой музей под открытым небом. Ханский дворец Урда, многочисленные мечети, медресе, мавзолеи, а также декорированные частные дома, возведенные в городе в конце 18-го и 19-го веков, вдохновляли будущего художника. Под тенистыми аллеями города юный Яков рисовал улочки древнего Коканда, где жил в детстве. С большим уважением и пиететом Яков Абрамович относится к своим предкам. В далёком прошлом они сыграли большую роль в общине бухарских евреев в Средней Азии и на Святой Земле, а также в современное время в 20 веке в бывшем Советском Союзе в развитии наук, архитектуры, философии и в управленческих структурах страны. И эти обстоятельства, связанные с его генеалогическим древом и местом рождения, безусловно, сыграли большую роль в формировании личности Кандинова. В детские годы воспитанием маленького Якова в основном занималась мама, сумевшая привить сыну интерес к рисованию. Роза Абрамовна привозила сына на каникулы к родителям в Ташкент и водила его по музеям и театрам. В те годы, бродя с мамой по залам любимого Государственного музея искусств Узбекистана, Яков ещё не знал, что именно сюда будет возвращаться через несколько лет в роли студента художественного училища.

В 1969 году он поступает в Республиканское художественное училище имени П. П. Бенькова в Ташкенте, которое, защитив дипломную картину «Строители метрополитена», закончил с отличием в 1973 году.

В этом же году Яков Кандинов поступает в один из лучших художественных ВУЗов в Средней Азии – Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского. Учился он на факультете монументального искусства, и одним из его педагогов был известный деятель искусств, Народный художник Узбекистана, профессор Чингиз Ахмаров, который запомнился Якову как прекрасный педагог-рассказчик истории искусств. В 1978 году Яков успешно заканчивает институт, получив диплом художника монументально-декоративного искусства. Этот год ознаменовался и тем, что ему пришлось впервые в его творческой карьере принять участие в оформлении павильона сельского хозяйства в парке Победы в Ташкенте. Кандинов работал под руководством автора этого проекта Баходира Джалалова, Народного художника Узбекской ССР, с которым впоследствии сложились дружеские отношения, длившиеся почти до его отъезда из страны.


В 80-е годы Яковом Кандиновым были созданы на высоком профессиональном уровне монументальные объекты в технике росписи и витража, свидетельствующие о мастерстве зрелого художника. Он уделяет большое внимание замыслу в воплощении произведений с учётом среднеазиатской специфики. Статьи с фотографиями, посвященные этим проектам Кандинова, были опубликованы в газетах и журнале «Искусство советского Узбекистана».


Творческая карьера Якова Кандинова, члена Союза художников СССР, была на подъёме: на его счету около десяти оформленных монументальных объектов в Узбекистане и успешная преподавательская работа в Государственном училище искусств, но волею судьбы нужно было собираться в дальнюю дорогу, чтобы всё начать сначала. И в 1991 году Кандинову пришлось с семьёй покинуть Узбекистан и обосноваться в Калифорнии (США), в райском уголке страны, сначала в Сан-Диего, а потом в Лос-Анджелесе. Несмотря на все сложности иммиграции, связанные с культурно-языковыми барьерами, художнику удалось остаться верным своему искусству, найдя свою нишу в мире искусства.

Иммиграция для Якова Кандинова стала своеобразным экзаменом в его самосознании. В Америке в художнике пробудился серьёзный интерес к своим корням, к древней истории еврейского народа. Кандинов обращается к станковой живописи и создаёт цикл произведений, связанных с библейской тематикой в традициях классической европейской школы живописи, а также русского авангарда в форме лубка (народной живописи) в картинах, посвящённые жизни обитателей еврейских местечек. Его живописные полотна выставлялись на художественных выставках в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Палм-Спрингс. В 2008 году персональная выставка художника One Man Show экспонировалась в синагоге Temple Sinai в Лос-Анджелесе, приуроченная к 60-летию образования государства Израиль.

Кандинов, несмотря на интенсивную творческую жизнь, активно вовлечён в общественную жизнь общины бухарских евреев Америки. Многие годы он в роли президента возглавлял общину в Сан-Диего и участвовал в работе конгрессов общины в Нью-Йорке. Там ему пришлось повстречать и познакомиться с интересными творческими людьми, душевная красота которых и глубокое понимание экзотического быта евреев Средней Азии зажгли огонь творчества в душе Кандинова, влюбленного в свой народ.


Художник пишет портреты и фигуративные композиции, следуя внутреннему голосу, не привязываясь к модным течениям и трендам в искусстве. Рассматривая эти произведения, приходишь к мысли, что художник писал работы, отдаваясь власти кисти и холста, свободно – на одном дыхании, создавая предельную поэтичность образов и добиваясь ощущения полноты и радости жизни в композиции.


Мастерство живописца Якова Кандинова наиболее ярко проявилось в жанре портрета – в одном из самых сложных в изобразительном искусстве, в котором мир изображенных на полотне людей интерпретирован глазами и мироощущением художника. В перекрещении этих двух миров – модели и художника создаётся нечто третье – откровение, исповедь двух личностей, которая и лежит в основе создания Кандиновым галереи образов выдающихся евреев Средней Азии: Б. Кимягарова, И. Малаева, А. Аронова, каждый из которых оставил огромный след в культуре Средней Азии и продолжают в иммиграции оставаться своеобразным маяком духовного света в общине. Герои его произведений – это творцы, наделенные даром созидания, привносящие красоту в мир, близкие по духу и дорогие сердцу художника.

В арсенале художника также портреты бухарской еврейки полковника медицинской службы шестого Американского флота Людмилы Геровой»; архитектора и известного общественного деятеля в общине Бориса Гулькарова; социолога, доктора философских наук Вильяма Кандинова и др.

Артистически выполненные роскошные натюрморты Кандинова в традициях нидерландской школы 16- 17 веков поражают зрителя не только богатством колорита и стройностью построения композиции, но и выражают философские размышления о прекрасном в жизни.


Впереди художника ждут новые встречи с людьми, новые открытия секретов жизни, а это значит – рождение новых произведений! С юбилеем, Яков Абрамович, и в добрый путь, Маэстро!

 

Зоя Борухова,

искусствовед, Торонто

Другие статьи