Семья. Психология отношений

Доктор Рита Голдвуг: Душа и тесты неразрывны

post-img

Социальный диагноз новых американцев бухарскоеврейского происхождения

 

Стезя врачевания имеет особое неповторимое нравственное покрытие. Это прежде всего внутреннее осознанное состояние души с чёткой доминантой высокого стремления к добродетели и неограниченному упорству во имя блага человека, его здоровья и качества жизни.

При сорока тысячах зарегистрированных профессий в современном высокоиндустриальном обществе, есть три вечные, уверенно перетекающие из одной эпохи в другую и, вне всякого сомнения, способные сохранить эту свою неизменную особенность в далёкой перспективе. Речь идёт о тех, кто лечат, учат и кормят, т.е. о врачах, учителях и поварах. Нет сомнений, что самый высокий подиум занимают эскулапы, особенно по степени чрезвычайной сложности получения статуса лицензированного врача и исполнения профессиональных обязанностей.

Идеальный вариант вхождения в особый титулованный сонм врачей реален там, где претендент имел возможность с юности впитывать в себя особую и неповторимую специфику семейной атмосферы врачевания в кругу близких людей.

Доктор Рита Голдвуг именно из этой категории американских врачей, заслуженно добившаяся самых высоких профессиональных регалий и великое почтение своих многочисленных пациентов за более чем тридцатилетнюю практическую деятельность в Квинсе. Автор этих строк – один из них. У меня создалось впечатление, что у доктора Риты очень незначительное число новых пациентов, что в основном это люди, доверяющие ей своё здоровье десятилетиями. Мой стаж исчисляется 30-ю годами, с первого дня пребывания на американской земле. Юная коренная москвичка, внучка и дочь врачей, из потомственного клана высоких профессионалов для начала осознанно связала свою судьбу с престижным 3-им Московским медицинским институтом им. Н.А. Семашко, путь к которому, как догадывается наш читатель, в силу известных объективных причин, не мог быть усыпан розами. После успешного окончания института, вкупе с последующей практикой в столичных медицинских учреждениях и врождённой семейной преданности врачеванию позволили доктору Рите быстро адаптироваться в американской специфике и, успешно преодолев высокие барьеры местных обязательных тестов, включая трёхгодичную резидентуру, получить соответствующий лайсенс на самостоятельную деятельность. Хочу сразу же оговориться, что данный материал не преследует рекламных целей, поскольку доктор Рита в этом не нуждается. Разговор с ней давно зрел в моей голове, ибо гипотетически давал надежду высветить ряд волнующих меня острых проблем. В числе многочисленных пациентов доктора имеется большое количество представителей нашей общины. Если при этом иметь в виду, что взаимоотношения между врачом и пациентом, как правило, выходят далеко за рамки чисто медицинских контактов. Известный российский писатель и врач Викентий Вересаев, замечал, что «врач может обладать громадным распознавательным талантом, уметь улавливать самые тонкие детали своих назначений, и всё останется бесплодным, если у него нет способностей покорять и подчинять себе душу больного». Забегая несколько вперёд, не могу не подчеркнуть, что абсолютное доверие многочисленных пациентов доктора Риты в её бесспорной профессиональной состоятельности покоится помимо всего на длительной личной симпатии и привязанностях, которые возникали и крепли между ними. Доктор великолепно осведомлена не только о болезни каждого пациента, но и сопутствующих обстоятельствах, нити которых связаны с семьёй. Личность пациента, его внутренний мир, бесконечный ряд эмоций, судя по всему, не может не учитываться доктором. Не случайно немецкий врач, философ и писатель (первая половина ХХ века) Альберт Швейцер утверждал, что «только профессия врача приносит действенную помощь людям». При всей социальной успешности американской бухарскоеврейской иммиграции, причём уже в первом поколении, широко распространена одна проблема, не дающая покоя многим семьям. Речь идёт о сложностях вокруг семейной тематики, которую в течение уже многих лет, несмотря на все усилия, не удаётся обуздать и перенаправить в более продуктивное русло. Где, в чём таится корень этого вопроса, почему он оброс множеством острых шипов, – на этот вопрос, и это приятный факт, в силу своей многолетней профессиональной близости к нашей общине сумела ответить наш доктор. Послушаем ее: «Мне думается, что главная причина той высокой социальной обеспокоенности состоянием развития семьи в Америке, связана с тем, что традиционно данный вопрос всегда занимал доминирующие позиции в гуще бухарскоеврейского этноса. Семья всегда была для вас основой стабильности национального, религиозного и домашнего очага. Судя по фактам, несмотря на достаточную закрытость вашей общины, она не смогла уберечь свои традиционные устои от воздействия местных веяний».

В. Кандинов (В.К.): Вы абсолютно справедливы. Семья в современном западном обществе утратила свой былой авторитет. Один лишь факт. Ныне продолжительность первого брака в США не превышает восьми лет. За последние годы треть детей рождаются здесь в неполных семьях. Широко распространены такие раннее неизвестные формы «семейных» отношений как «гражданские», «гостевые», которые никого ни к чему не обязывают с их массовой безотцовщиной и иными разбитыми судьбами.

Д-р Рита Голдвуг: Насколько мне известно, ныне значительное число ваших молодых людей в возрасте от 23-х лет и значительно старше, вплоть до 40 – 45-ти, не торопятся сделать решительный шаг и пойти под хупу, хотя имеют на это все основания. Это, естественно, беспокоит родителей и вызывает нервозную атмосферу в доме. Причины тому самые различные и каждая из них создаёт свою неповторимую окраску. К примеру, дочь одних моих добрых знакомых, когда в очередной раз возникает разговор с отцом по данному поводу, дипломатично старается утешить раздосадованного родителя: «Что же вы хотите, папа, чтобы я пошла под хупу с человеком, который мне безразличен?» Конечно, папа этого не хочет, но его любимой девочке пошёл 31-й год. Она добилась великолепных карьерных успехов, приобрела прекрасный двухбедрумный кондоминимум, успела вложить массу сил для будущей счастливой семейной жизни. Но выбрать свою судьбу никак не торопится.

В. К.: Судя по моим доэмигрантским представлениям, явления подобного рода особо не наблюдались. Приходил день и молодые люди 23-25 лет обретали семью, благополучие и устроенность, которые всячески поощрялись общественным мнением, что повышало имидж семьи, тогда как трения и разлады, не говоря уже о разводе, воспринимались как ЧП, о котором стыдно говорить на людях. Сегодня же выйти замуж и жениться – проблема, тогда как развалить семью не представляет никаких сложностей.

Доктор Р. Г.: Мне думается, истоки это малоприятного явления заключаются в том, что мы оказались в социуме с очень различными материальными возможностями и с неисчерпаемыми соблазнами, неумолимо мельтечащими перед глазами. Многие молодые люди оказываются далеко не всегда подготовленными к трезвому восприятию этой данности, к осмысленному пониманию, что между возможностями и желаниями человека существуют объективные противоречия. Здесь очень многое зависит от семьи, от старшего поколения, от того, что видят и слышат молодожены от своих родителей, родных и близких, когда вступают на самостоятельный семейный путь жизни. Мне, к примеру, очень импонирует широко распространенная устойчивая традиция, сообразно которой дети каждую субботу приходят на ланч к родителям и задушевно обсуждают различные семейные вопросы. Велика в этом роль синагог, авторитет которых, насколько мне известно, в этой среде весьма почтительный и уважительный.

В. К.: Без сомнений. За последние 30-35 лет число общинных синагог в одном только Нью-Йорке возросло с одной до более сорока, что свидетельствует о справедливости Вашего замечания. Позвольте мне задать Вам ещё один очень важный вопрос: «Как Вы оцениваете состояние здоровья своих пациентов из нашей общины и перспективы качества их жизни по мере всё большего приближения к почтенному возрасту?»

Д-р Р. Г.: Мои наблюдения дают серьёзные основания заметить, что Америка дала своим новым американским гражданам бухарскоеврейского происхождения, как минимум, 10-15 дополнительных лет жизни. Факты свидетельствуют о том, что среди моих пациентов значительно возросло число тех, кто пересёк в здравом уме и достаточно уверенной физической форме черту почтенного королевского возраста. Сегодня обыденным явлением стали золотые и бриллиантовые свадьбы, счастье рождения не только правнуков, но и праправнуков. Мне навечно врезались в память слова некого умудрённого опытом мыслителя: «Семья – это не главное. Семья – это всё». Семья требует огромных духовных и физических усилий, умения видеть и идти на компромиссы, не делать резких движений, особенно в отношениях со взрослыми детьми. Это, к слову, ибо я убеждена, что моим пациентам эти истины давно известны, а потому они с уверенностью идут по жизни, радуясь каждому очередному дню. Здоровья вам и благополучия, мои добрые друзья!

В. К.: Огромная Вам благодарность, дорогая доктор Рита. Будьте всегда успешны, ибо Вы очень нужны людям.

 

Проф. Велиям Кандинов

Другие статьи